Анонс: Царские дни в Калининграде. Императрицы и великие княгини Дома Романовых

18-20 июля, в дни памяти святых Царственных Страстотерпцев и великой княгини Елизаветы Федоровны, в Калининградской митрополии при участии Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества пройдут мероприятия, посвященные их памяти.

17-18 июля в Кафедральном Соборе Христа Спасителя г. Калининграда, Свято-Михайловском Кафедральном соборе г. Черняховска, Свято-Елисаветинском женском монастыре Славского района состоятся праздничные богослужения.

19 июля в 10:30 в Калининградском историко-художественном музее состоится открытие выставки «Принцессы Дома Романовых: от благотворительности к святости».

19 июля в 18.00 в Доме искусств г. Калининграда Русский духовный театр ГЛАС г. Москвы представит спектакль «Великая княгиня».

20 июля 12.00 в Свято-Елисаветинском женском монастыре состоится Международный фестиваль духовной музыки «Принцессы Дома Романовых». В празднике принимают участие Синодальный патриарший хор (художественный руководитель Алексей Пузаков) и другие известные коллективы и исполнители духовной музыки.

***

Уже три года в России и за рубежом проходят конференции, круглые столы и выставки, посвященные принцессам дома Романовых. Впервые об этом громко заговорили в 2017 году, когда страна вспоминала трагические события октября 1917 года, расстрел царской семьи, мученическую кончину великой княгини Елизаветы Федоровны, сотни и тысячи других невинных жертв. Монархическая тема, имевшая политическую окраску, приобрела новое, гораздо более глубокое измерение – мученическая смерть за веру и за Отечество. Но и эта грань получила новое направление для всестороннего осмысления – жизнь представительниц Дома Романовых немецкого происхождения, наполненная служением новой для них Родине и православным идеалам.

Династийные браки в европейской истории – традиция, уходящая своими корнями в средневековье. Достаточно вспомнить дочерей Ярослава Мудрого: Елизавета стала женой норвежского короля Харальда Сурового, Анастасия — женой короля Венгрии Андраша, а Анна вышла замуж за короля Франции Генриха. Но в России до XVIII века царствующие особы женились исключительно на дочерях знатных боярских фамилий, что приводило к придворным интригам и внутриполитическим конфликтам. В 1711 году Пётр I восстановил институт династийных браков, женив своего сына Алексея на принцессе Брауншвейг-Вольфенбюттельской Шарлотте Кристине Софии, а в 1721 году он подписал указ о разрешении вступления в брак с христианами других конфессий, при условии перехода их в православие. Привлечение в Россию иностранцев с их капиталами, знаниями и культурой, укрепление политической ситуации вне и внутри страны, Пётр считал важнейшим государственным делом.

XIX век можно назвать веком немецких принцесс Дома Романовых. В 1817 году прусская принцесса Шарлотта стала женой великого князя Николая Павловича, впоследствии императора Николая I. Особое место в российской истории занимают принцессы Гессен-Дармштадтские. Гессенский дом дал России четырех выдающихся женщин, которые оставили значительный след в российской истории. Эти женщины привносили в Россию свой богатый внутренний мир – культуру, образованность и очень глубокое понимание своей христианской миссии. Вступая в брак с членами российской царской семьи и переходя из протестантской веры в православную, они принимали новую для них традицию всем сердцем, являя настоящий пример служения своей новой Родине и преданности Православной Церкви. Немецкие принцессы принесли в Россию традиции европейской христианской благотворительности. Попечением Марии Александровны, жены Александра II, была учреждена организация Российского Общества Красного Креста и более сотни различных благотворительных учреждений. Во время русско-турецкой войны 1877-78 гг. она лично ездила открывать военные госпитали, а Красный Крест взял на себя практически всю медицинскую помощь армии. Мария Александровна положила начало женскому образованию в России, открывая всесословные женские учебные заведения (гимназии). Императрица тратила огромные суммы на благотворительность, патронировала 2 института, 38 гимназий, 156 низших училищ и 5 частных благотворительных обществ.

 Жизненный путь двух последних дармштадтских принцесс, сестер Эллы и Алисы (будущих великой княгини Елизаветы Федоровны и императрицы Александры Федоровны) отмечен не только делами милосердия на благо народа, но и мученическим венцом. Служение великой княгини Елизаветы Федоровны, основавшей Марфо-Мариинскую обитель милосердия, к началу ХХ века охватывало всю Россию — от подмосковной резиденции великих князей до Екатеринбурга и Перми. С началом русско-японской войны Елизавета Федоровна организовывает Особый комитет помощи воинам, где собирают медикаменты, продовольствие и обмундирование для солдат, формируется несколько санитарных поездов. Во время Первой мировой войны она учредила боевой Всероссийский штаб милосердия, отправляла на фронт не только собранные вещи, но и подготовленных сестёр милосердия. Память об этих событиях запечатлена на фасаде школы №6 г. Черняховска, где в августе 1914 году (тогда – мужская гимназия Инстербурга) располагался госпиталь русской армии.

Императрица Александра Федоровна не менее активно занималась благотворительностью. Под ее покровительством находились родильные приюты и «дома трудолюбия», многие из которых она, не надеясь на общественный отклик, учреждала собственными усилиями и на собственные средства. Во время войны Александра Федоровна и четыре великие княжны стали сестрами милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь. Во время революционных событий 1917 года и Александра Федоровна и Елизавета Федоровна могли покинуть Россию и спасти свои жизни, но обе категорично от этого отказались. Они разделили судьбу страны, которую считали своей новой Родиной и не пожелали оставить ее в это страшное время.

Культурная память о русских императрицах немецкого происхождения запечатлена в храмовом зодчестве, как в России, так и за рубежом — их участием и попечением строились православные церкви в Германии, Италии, на Святой Земле.

Всестороннее образование и христианское воспитание, священный долг любви к семье и новому Отечеству позволили немецким принцессам стать не просто русскими княгинями и императрицами, но доказать всей своей жизнью преданность России и Православной Церкви. Их заботами и попечением были открыты сотни школ, больниц и приютов, они способствовали развитию просвещения и покровительствовали искусствам. Их имена были символами благотворительности и милосердия в России, а мученическая смерть за православную веру и земное Отечество запечатлела эту память навечно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *