Евангельское обновление(духовная рефлексия в связи с пандемией коронавируса)

«…аще хощеши убо, деянием и разумом
и зрением пожити, обновися»
(Великий покаянный канон прп. Андрея Критского)

Согласно догматическому учению Святой Православной Церкви, всё, что происходит в жизни мира и отдельно взятого человека, имеет место непременно по воле Господа Бога либо же – вследствие грехопадения – по Его попущению. Сотворив мир и людей, Бог не абстрагировался от Своих созданий, но поддерживает их существование посредством Своей Провиденции или Промысла, который, по слову митрополита Московского святителя Филарета (Дроздова), «есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям».
Особым Промыслом Бог окружает Своё любимое творение – человека. Посылая на проповедь двенадцать учеников, Господь Иисус Христос сказал им: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц» (Мф. 10:29-31). Таким образом, укорененному в вере и уповающему на Бога человеку не стоит ничего бояться и с одинаковым спокойствием и благодарением необходимо принимать всё, что нам ниспосылается – и радости, и скорби.
Когда Господь изливает на нас блага, то, вне всякого сомнения, мы воспринимаем это, как Его щедрую милость и награду. Ниспосылаемые радости мы встречаем с благодушием и ликованием, выражая Богу своё покорное благодарение.
Но что происходит с человеком, когда в его жизни случаются скорби? Чаще всего, мы с недоумением задаемся вопросом: «За что? Почему у нас возникла та или иная проблема?», считая при этом ниспосланную скорбь несправедливой. И лишь духовно сознательный человек, внимательно относящийся к состоянию своей души и объективно анализирующий свою жизнь, находит корень случившегося внутри самого себя.
Бог посылает человеку скорби по следующим причинам: чтобы укрепить нашу волю и сделать нас духовно более сильными; чтобы наказать за греховные поступки и, таким образом, вразумить и исправить нас, помогая избежать худших последствий; наконец, чтобы не дать нам возгордиться и научить смирению и кротости.
Именно так христианину следует осознавать страшную пандемию коронавирусной инфекции COVID-19, которая в настоящий момент охватила большинство стран земного шара. Для чего Всещедрый Бог послал нам это испытание, уносящее тысячи людских жизней? Несомненно, для того, чтобы всех нас укрепить, исправить и смирить, ибо вряд ли найдется такой человек, который бы не нуждался в данных действиях. Освободившись от греха и став рабами Божиими через искупительную жертву Господа Иисуса Христа, по слову святого апостола Павла, мы должны жить благочестиво, дабы наследовать результат этого искупления: «плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная» (Рим. 6:22). Несоответствие этой высокой цели, отход от Бога, попрание евангельских норм, укоренение во зле, переход всех моральных границ навлекает на человечество закономерные действия Божественного Промысла, которые внешне могут выглядеть жестоко, как некая кара, однако, по сути, являются спасительными, ибо понуждают нас к переосмыслению своей жизни, поведенческой модели и исправлению. «Если Я… пошлю моровую язву на народ Мой, и смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их» (Втор. Пар. 7:13-14).
Весьма нелепо и примитивно выглядят в этой связи рассуждения и дискуссии о том, нужно ли соблюдать в условиях эпидемии коронавируса соответствующие санитарные предписания в храмах, а также стоит ли, вообще, посещать богослужения. Это упрощает проблему и отдаляет человека от её правильного восприятия, а значит и от должных выводов.
Одни, мнят себя «православными ревнителями веры» и всячески пренебрегают медицинскими указаниями, принятыми церковным священноначалием. Создается впечатление, что для них второстепенные вопросы о способе принятия Тела и Крови Христовых, о протирании лжицы спиртом и проч. важнее самих Святых Христовых Таин. А сколь невежественной была выходка некоего клирика, вышедшего на амвон в полнолицевой маске-респираторе с целью осмеяния эпидемиологических норм и бравады собственным псевдоблагочестием… Таковые показывают свою богословскую и духовную ущербность. Их поведение представляется репликой одного из искушений, предложенного диаволом Господу Иисусу Христу во время сорокадневного поста в пустыне: «Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: „Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею”» (Мф. 7:6). Однако
на предложение диавола подвергнуть свою жизнь необоснованной опасности Христос Спаситель ясно ответил: «не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 7:7).
Другие, напротив, стоя на либеральных позициях, полагают возможным безо всякого разбора закрытие храмов, прекращение богослужений, а участие верных в Евхаристии в период эпидемии считают необязательным и даже опасным. Они словно не слышат слов Господа: «Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира… истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6:51, 53). К сожалению, таковые предлагают рассматривать храм и богослужение исключительно с секулярной стороны – культовое здание, в котором совершаются определенные обряды и ничего более. Вольно или невольно, они исключают взгляд на храм, как на живое, священное пространство Божественной благодати, десакрализации подвергаются богослужение, евхаристические сосуды и т.д. В результате возникает еще большее маловерие или даже безверие, расстояние между Богом и человеком увеличивается. А ведь Христос четко сказал, что будет с нами, если мы будем крепко веровать в Него: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; Будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16:17-18).
И первые, и вторые демонстрируют крайности, забывая о необходимости золотого серединного пути синергии – когда человек должен всецело уповать на Бога, но при этом, опираясь на данный Им разум, обязан и сам прилагать необходимые усилия для своего душевного и телесного блага. Неслучайно наши предки облекли эту мысль в народную мудрость: «Береженого Бог бережет». Если соблюдаются соответствующие эпидемиологические меры предосторожности и ситуация не является критической, то зачем прекращать богослужения, закрывать храмы и не пускать в них людей? И, напротив, если распространение инфекции стало радикальным и представляет огромную опасность, то, вне всякого сомнения, нужно последовать здравому духовному смыслу – «не искушать Господа Бога твоего»: на какое-то время верным следует остаться дома, воздержавшись от посещения храмов, в которых при закрытых дверях духовенство совершит богослужение и молитву «о всех и за вся». В духовной жизни, равно как и в остальном, следует, прежде всего, руководствоваться чистым, незамутненным разумом, который дал нам Господь, закладывая в нас Свой Божественный образ.
Для духовного осмысления пандемии вопросы, связанные с соблюдением санитарных требований, посещением в этот период храмов и т.д. являются второстепенными. Сводить всё к обсуждению только этого, означает примитивизацию проблемы. Бог посылает скорби, в том числе и нынешний коранавирус COVID-19, для того, чтобы побудить нас к подлинной метанойи – раскаянию, перемене ума, переосмыслению самих себя, а вовсе не для дискутирования на бытовые темы.
Господь пытается остановить погрязшего в грехах и запутавшегося в своих взглядах современного человека. Нельзя подчинять себя и окружающий мир своим безудержным потребительским амбициям. Нельзя нарушать Божественные законы, лежащие в основе мироздания и нравственного порядка. Бог призвал человека возделывать этот мир, то есть заботиться о нём, улучшать его, а не разрушать и уничтожать. По замыслу Господа, мы должны стать соучастниками в акте творения и созидания – как окружающего мира, так своей собственной души. Человек должен духовно развиваться и становиться лучше, он должен приближаться к Богу, а не отдаляться от Него. Ради этого на землю пришёл Сын Божий и принёс Себя в жертву.
Пандемия, равно как и любая иная скорбь или катаклизм, показывает, насколько человек хрупок и беззащитен, если в центр своей жизни он ставит не Бога, а самого себя. Не смотря на большие достижения науки и техники, человек остается бессильным перед коронавирусом и многими другими явлениями. Самонадеянная греховная жизнь без Бога является бесперспективной: «кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?» (Мф. 6:27). Потому сегодня каждый из нас должен духовно преломить происходящее – приложить все усилия к тому, чтобы спасти не только своё тело, но, в первую очередь, свою душу: «не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28).
Сегодня человечество вновь подобно древнему иудейскому народу, который после многих лет странствования по каменистой пустыне возроптал на Бога и стал терять веру. Для исправления Господь послал иудеям наказание в виде огненных змеев, от укусов которых погибало много людей. Но после того как народ раскаялся, Моисей по Божиему повелению вознёс на древе медного змея, и всякий с верой взиравший на него получал исцеление (Числ. 21:4-9). Данное ветхозаветное событие ярко показывает, в чем каждый из нас должен узреть причину возникшей ныне коронавирусной инфекции, и какие первоочередные действия должны мы предпринять, чтобы Бог остановил Ангела смерти.
Медный змей, вознесённый на древе – это прообраз страдающего на Кресте Сына Божия Господа нашего Иисуса Христа, взирая на Которого с верой и покаянием, всякий человек способен уврачевать свою душу и тело. Бог ждёт, чтобы мы, переосмыслили самих себя, отошли от губящего нас греха и воззрели на Крест Христов – символ вечной победы и вечной жизни. В настоящий момент каждый из нас должен задуматься над тем, какое место Христос занимает в его жизни, каковы его взаимоотношения с Господом – именно данный вопрос является ключевым. Народам, являющимся христианскими по историко-культурной принадлежности, нужно вновь стать таковыми по своей сути. Всем нам необходимо подлинное евангельское обновление. В условиях охватившей мир эпидемии, как верующие люди, так и неверующие, призываются к осознанию этих глубинных смыслов, а не к дискуссиям по второстепенным темам.

 

Епископ Серафим Амельченков 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *