Крещенские богослужения в Крестовоздвиженском соборе

18 и 19 января 2022 г. в Крестовоздвиженском соборе г. Калининграда прошли богослужения Навечерия Богоявления (Крещенский сочельник) и Крещения Господня.

Богоявлением Крещение Господне именуется потому, что в момент крещения Господа нашего Иисуса Христа Бог явился во всей Своей троичной полноте: (1) воплотившийся Бог-Сын – Иисус Христос в реке Иордан принимает крещение от руки пророка и предтечи Господня Иоанна Крестителя; (2) Бог-Дух Святой в виде голубя сходит на Христа; (3) звучит голос Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 2, 16-17).

Как видим, ошибаются те, кто Богоявление и Крещение Господне считают двумя разными праздниками. Хотя по существу своему Богоявление (явление Бога-Троицы) и Крещение Господне (крещение Господа Иисуса в реке) – это два самостоятельных явления, которые, однако, проявились не только одновременно, но и взаимосвязано, а потому в качестве исторического события (исторического факта) не могут рассматриваться одно без другого. А потому один и тот же церковный праздник именуется одновременно и Богоявлением, и Крещением Господним, указывая на две стороны и две особенности одного события.

Точно также досужим домыслом является мнение о том, что якобы вода, освященная в день Навечерия Богоявления, и вода, освященная в день Крещения Господня какими-то особыми свойствами отличаются друг от друга, а потому каждую из них следует и называть особо: первую – «Богоявленской», а вторую «Крещенской». Этот не так. Для освящения воды и в день Навечерия Богоявления, и в день самого Богоявления (он же день Крещения Господня) вода освящается одним и тем же чином – чином великого освящения воды и именуется одинаково – Великая Агиасма (греческое «агиасма» переводится как «святыня»), либо Крещенская или Богоявленская вода.

Почему же день Навечерия праздника именуется сочельником, мы уже объясняли на примере Навечерия Рождества Христова, именуемого еще Рождественским сочельником.

После совершения чина великого освящения воды, гармонично вплетенного в чин  Божественной литургии, Великую Агиасму в Крестовоздвиженском соборе люди черпали и уносили домой в течение всего дня праздника Богоявления до самого позднего вечера.

Дай Бог, чтобы эта вода, как говорится в молитве, была нам «скачущей в жизнь вечную»…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *