Проповедь иерея Никиты Калинина 7 декабря 2022г.

7 декабря Церковь празднует память святой великомученицы Екатерины Александрийской. Согласно житию, эта мученица пострадала за Христа в молодом возрасте, в самом начале IV века.

В сознании людей, слабо знакомых с историей христианства, существует стереотип, согласно которому раннее христианство было религией рабов и малообразованных людей. Якобы не своей внутренней правдой, не силой Слова Божия христианство покорило мир, но тем, что давало надежду социально угнетенным. В XIX и ХХ веке, когда критика христианства снова вошла в моду среди писателей и философов, этот в корне ложный тезис получил широкое распространение. И сегодня, увы, хотя давным-давно прошли времена официального атеизма, многие продолжают разделять эти установки, согласно которым человека образованного, интеллектуала христианство ничем не может заинтересовать.

Жизнь и мученичество святой Екатерины показывает нам, что нет ничего дальше от истины, чем этот распространенный стереотип. Святая Екатерина родилась в богатой и знатной семье в городе Александрии, столице Египта и одном из крупнейших мегаполисов Римской империи. В те годы Александрия была не просто богатым торговым городом, но еще и крупнейшим интеллектуальным центром древнего мира. Там находилась знаменитая Александрийская библиотека, содержавшая сотни тысяч рукописей. Там действовали  самые престижные философские школы. И возможность идти путем знания в этом городе получали не только юноши, но и девушки.

Житие святой Екатерины сообщает, что к восемнадцати годам девушка прекрасно разбиралась в сочинениях крупнейших писателей и философов языческого мира: Гомера, Вергилия, Платона и Аристотеля. Кроме того, она освоила труды величайших медиков, Асклепия, Гиппократа и Галена. Знала множество языков, владела ораторским и диалектическим искусством. Согласитесь, нечасто можно встретить имена Платона и Аристотеля в житийной литературе.

Но Александрия в III-IV веке была еще и важнейшим центром христианского богословия, где творили такие христианские учителя и мыслители, как Климент, Ориген, Дионисий. Благодаря их деятельности христианство становится популярным среди языческой интеллигенции. И вот Екатерина, эта юная девушка из высокого общества, у которой было все, чего только мог пожелать житель Александрии того времени, обращается в христианство. И, очевидно, это обращение имело интеллектуальный характер. Житие рассказывает нам о том, что она искала жениха умнее себя, и эти поиски привели ее ко Христу и Евангелию.

Житие также рассказывает нам, что в начале IV века Александрию посетил римский император Максимин в честь некоего языческого празднества. Все жители города собрались для жертвоприношения, но Екатерина отказалась, выразив открытое сомнение в истинности языческих богов. Изумленный император пригласил для диспута с Екатериной александрийских мудрецов и философов, но они не смогли ее переубедить. По римским законам такое антигосударственное поведение и отвержение национальных богов каралось смертной казнью. И хотя сам император пытался переубедить Екатерину, она осталась непреклонна. И тогда уже были пытки и мученическая кончина.

Останки мученицы Екатерины были перенесены христианами на гору Синай. В VI веке эти останки были обретены и во времена императора Юстиниана был основан монастырь святой Екатерины.

Пример святой мученицы Екатерины показывает нам, что существует интеллектуальный, разумный путь ко Христу. Блестящее философское образование, которое получила эта юная девушка, научило ее самому главному — искать истину, задаваться вопросом о том, где же правда, где высший смысл жизни. И это открыло ей дорогу ко Христу. И уже обретя новую веру, святая Екатерина не отказалась от полученных знаний, и уже как христианка вступила в диспут со своими языческими философами-оппонентами, и они не смогли ее переубедить. И именно за эту духовную и интеллектуальную смелость и честность Екатерина была казнена.

И здесь можно вернуться к вопросу о том, каким образом христианство покорило этот мир. Мы видим, что христианство победило не принуждением, не властью и не грубой силой, но преображением и любовью. Христианство не разрушало культуру и мудрость древности, но также, как святая Екатерина, но вобрало в себя все лучшие плоды той культуры и использовало их для прославления Христа. Не случайно историки искусства и архитектуры говорят о том, что лучшие архитектурные памятники Античности — храмы, базилики, — сохранились и дошли до нас именно потому, что были обращены в христианские храмы.

И это не просто исторический сюжет из IV века, но и ответ на вопрос о том, как Бог обращается к современному человеку. Сегодня багаж знания, доступный практически любому человеку, несравненно шире того, который был доступен в древности только самым знатным. Не нужно отправляться в Александрию, чтобы получить доступ ко всей сокровищнице мировой культуры и мысли. И порой звучит мысль, что Церковь не имеет к этому никакого отношения, что она живет в своем замкнутом и обособленном мире. Пример святой Екатерины показывает нам, что это не так. И сегодня, стоя в этом прекрасном храме, мы говорим о том, что мы открыты тем вопросам, которые ставит перед нами современный мир, и бережно относимся к той культуре, которая нас окружает. Важно только, чтобы эти знания и эта культура оставляли в нашем сердце место для самого главного, побуждали нас искать истину и находить ее во Христе.

Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *