Размышления на Евангельские темы. Слово священника.

Есть замечательная древняя церковная традиция – во время Великого поста, с молитвой и размышлением, прочитывать Четвероевангелие. Его можно читать дома, можно приходить в храм, где в течение каждой недели поста на богослужениях будет регулярно читаться евангельский текст. Но очень важным является не только чтение, но и размышление над услышанным и прочитанным. Предлагаем делать это вместе – начиная с первой главы Евангелия от Матфея.


Родословие Иисуса Христа (Мф 1, 1–25). Есть в Священном Писании Ветхого и Нового Завета места, которые тяжелы для понимания современного человека. Родословие Иисуса Христа – один из таких фрагментов. Первый вопрос, который возникает у современного читателя – «зачем»? Зачем все эти незнакомые, непонятные имена, которые сегодня ничего нам не говорят? Но Священное Писание существует не для того, чтобы его просто читать, над его строками нужно размышлять, думать. Даже если поверхностно изучить тему родословия Иисуса Христа, становится понятным, что для I века этот текст имел, прежде всего, исторический смысл, а для современного человека – нравственный.

В чем заключается историческая ценность этого рассказа? Дело в том, что Христа, Мессию ждали не просто как пророка, проповедника или чудотворца, а ждали в первую очередь, как царя-победителя. А для иудеев царское достоинство связано с чистотой крови. Например, они не могли принять Ирода как царя, только потому что он по происхождению был нечистокровным иудеем, а идумеем, хотя немало сделал для развития страны. И если кто-то претендовал на трон, он должен был доказать свое царское происхождение от рода царя Давида. Также и любой священник, который претендовал на служение в Иерусалимском храме, должен был доказать родословными списками чистоту своей крови, свое происхождение от Аарона. Родословие Иисуса показывало иудеям Его происхождение из рода царя Давида и являлось для них неоспоримым аргументом.

В Новом Завете есть две родословные Господа – в Евангелии от
Матфея и Евангелии от Луки. Это не должно смущать читателей. Евангелист Матфей представляет родословную по роду обручника Иосифа, а евангелист Лука – по линии Пресвятой Богородицы. И важно то, что обе эти родословные восходят к царю Давиду, обе являются царскими. Это только увеличивает достоинство самого царя. Конечно, для христианина очевидно, что эти родословные не имеют к Господу Иисусу прямого отношения, потому что Он – Сын Божий, но, тем не менее, для иудея, который жил в I веке, это было очень важно. И евангелисты, как Матфей, так и Лука, абсолютно справедливо начинают своё повествование, доказывая царский статус Господа Иисуса.

Когда христианин обращает внимание, что Христос есть Бог и
совершенный Человек, он невольно предполагает, что в родословии Господа должны быть святые, праведные люди. И начало евангельского повествования, на первый взгляд, подтверждает это: Авраам, Исаак, Иаков –великие ветхозаветные праведники. Но, прочитав дальше имена и сопоставив с тем, что говорится об этих людях в Ветхом Завете, можно увидеть, что далеко не все они были безгрешными. В качестве доказательства можно привести самого царя Давида. Об этом царе можно многое узнать из Священного Писания – это великий администратор, военачальник, поэт. С него, можно сказать, началось Иудейское государство со столицей в Иерусалиме, он торжественно перенес в город Ковчег Завета и все подготовил для строительства храма. И, тем не менее, известно также, что в жизни этот человек совершал безнравственные поступки, за которые потом со слезами каялся перед Богом. И мы сегодня на каждом вечернем богослужении повторяем покаянные слова Давида: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя».

Человек упал, но он не лежит в грязи, он поднимает голову и просит о прощении и о том, чтобы Бог помог ему подняться. В этом и состоит нравственный смысл родословной: наряду с праведниками список включает обычных людей, которые ничем не отличаются от нас. Библия не делит людей на святых и грешников, в Священном Писании сказано: «нет на земле праведника, который делал бы добро и не грешил бы». Однако есть люди, которые пытаются идти к спасению, а есть те, которые ничего для спасения не делают. И разбираемый евангельский текст предлагает правильный вариант поведения: упал – поднимись, попроси Бога о помощи и Он обязательно поможет. «Сколько бы раз ты ни упал, столько раз Я тебя и подниму. Упал – протяни руку, Я тебя подниму. Ещё раз упал – ещё протяни руку, и Я вновь тебя подниму».

Протоиерей Георгий Урбанович

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *