В духовно-просветительском центре «Наш дом» Светлогорска прошел семинар

21 и 22 июня в духовно-просветительском центре «Наш дом» прихода прп. Серафима Саровского г. Светлогорска прошел семинар по теме «Игра и игровые практики ребенка в условиях реализации ФГОС».

Педагоги-дошкольники из нашей области познакомились с живым, открытым и бесконечно интересным человеком  — Анной Борисовной Тепловой. Анна Борисовна — доцент ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», педагог, искусствовед, этнограф, фольклорист-практик, автор книги «Что сказать над колыбелью» и просто мать пятерых детей.

В наше время, когда народная игра и игрушка становятся сувениром, обрядом, а взрослые в лучшем случае просто знакомят детей с традиционной русской культурой, но сами не ощущают себя ее носителями, Анна Борисовна учит нас играть, петь, мастерить и просто жить с детьми в нашей родной культуре. Весь фольклорный материал был собран Анной Борисовной и ее мужем в многочисленных этнографических экспедициях.

Первый день семинара был посвящен народным играм и начался с небольшого теоретического блока. Первым делом педагоги пытались описать, каких же людей мы хотим воспитать из наших детей. Оказалось, что среди множества положительных и важных качеств, мы забыли назвать «4 главных «С»»: счастливый, свободный (в хорошем его проявлении), совестливый и самостоятельный. И, по словам Анны Борисовны, помогают воспитывать такого человека именно народные игры, главное  в которых то, что ребенок в них действует добровольно и самостоятельно, но при этом соотносит свои действия с коллективом и с общими правилами. А так как Анна Борисовна не только теоретик, но и фольклорист-практик, она тут же предложила нам опробовать все на себе. Первая же игровая запевка «Колпачок, колпачок – тоненькие ножки, красные сапожки» отправила нас в детство, и всю вторую половину дня мы играли по-настоящему, с азартом и взахлеб: в «Калинов мост», в «Чижика», в «Лётал воробей», «Капустку», «Коршуна» и многое-многое другое. И как оказалось, мы не просто «ерундой занимались», а учились преодолевать трудности, брать на себя ответственность, выстраивать отношения в группе, договариваться, бережно относится друг к другу и, конечно, развивали речь, память, ловкость и чувство ритма. Анна Борисовна играла самозабвенно, ее быстроте и ловкости можно было только позавидовать. Утка-матка, защищающая своих утят от коршуна, в исполнении Анны Борисовны стала для нас просто образцом материнской самоотверженности!

Второй день семинара был посвящен народной игрушке. Основными и наиболее значимыми игрушками в нашей культуре были кукла-младенец и кукла-мать. Анна Борисовна привезла для ознакомления несколько подлинных народных кукол из своей коллекции из Белгородской и Архангельской областей и даже разыграла с ними сказку. Но так как первая игрушка, которую получали и мальчики, и девочки, была самая простая кукла-пеленашка, учившая малышей любить и заботиться о других, именно ее мы и стали делать в первую очередь. В процессе изготовления понимаешь, насколько приятнее прижимать к себе и баюкать эту мягкую, собственноручно изготовленную, пусть и самую примитивную, куколку, чем жутко натурального, но жесткого и чужого пупса. Пока мы были заняты скручиванием тряпочек и пеленанием, Анна Борисовна подняла животрепещущую тему современных игрушек, которые блокируют развитие воображения, искажают идеальный образ взрослого, на которого хочет быть похож ребенок, уводят детей с сомнительные потусторонние миры. Но как же заинтересовать современного ребенка народной куклой? Чаще всего дети воспринимают ее как поделку, сувенир. Анна Борисовна открыла секрет: нужно просто предложить ребенку нарядить традиционно сделанную куклу в современную одежду. Ведь костюм говорит о нашей принадлежности ко времени, культуре, положению в обществе, и чтобы кукла стала близка и понятна ребенку, она должна быть похожа на него или его близких людей. Поэтому последним, самым сложным и самым интересным заданием было сделать куклу, похожую на себя. Прямо с изготовления такой куклы начинается сюжетная игра, так как уже на этом этапе ты наделяешь ее определенным характером, образом жизни, подразумеваешь какие-то игровые ситуации с ней, поэтому игрушки раньше обязательно делали вместе с детьми.

Расставались с Анной Борисовной очень неохотно. Дружеский стиль общения, непосредственная обстановка и совместное проживание игровых ситуаций сроднило всех участников семинара, а также помогло прочувствовать глубокий смысл и огромную пользу подлинных русских игровых традиций.

Теперь мы, педагоги, будем стараться воплощать в жизнь полученные знания и ждать новых встреч с Анной Борисовной и ее коллегами.

Пресс-служба Калининградской епархии

Комментарии закрыты.