«ВЕРА И СОМНЕНИЕ». Авторскую колонку священника Никиты Калинина

В День знаний мы открываем рубрику «Вера и знание» – авторскую колонку священника Никиты Калинина, посвященную вопросам веры в контексте современной науки. Первый материал рубрики посвящен роли сомнений в жизни ученого и верующего.

 

Может ли верующий быть скептиком? Совместимо ли христианство и критическое мышление?

Этот вопрос лежит в основе конфликта между наукой и религией, вспыхнувшего во второй половине XIX в., и, кажется, не утихающего по сей день. И сегодня многие весьма солидные ученые заявляют, что вера и религия — это область слепого подчинения авторитету догмы, где недопустимы сомнения, а значит — невозможен научный метод с его критерием строгой эмпирической проверки каждого факта. Из такого взгляда, конечно, следует, что для верующих в современном мире остается все меньше пространства. Естественные науки за последнее столетие совершили невероятный скачок в развитии, вплотную приблизились к разрешению тайн, веками тревоживших человечество, и в буквальном смысле сформировали реальность, в которой мы живем. В зыбком современном мире, где ни в чем нельзя быть уверенным с первого взгляда, вера кажется чем-то архаичным, артефактом былых времен.

Но так ли скептичны ученые, как кажется на первый взгляд, и действительно ли сомнения полностью исключены из жизни верующего?

Действительно, со времен Декарта сомнение легло в основу научного метода. Декартовское положение «мыслю, следовательно, существую» означало, что достойны доверия лишь те положения, которые прошли проверку сомнением и сообразуются с человеческим разумом. С этого момента стало казаться очевидным, что дело ученых — подвергать сомнению любой авторитет и критически осмысливать окружающую действительность.

Однако более современные исследования показывают, что наука вовсе не так независима от традиции и авторитетов, как это наивно полагали позитивисты и материалисты XIX века и как продолжают думать некоторые современные ученые. В 1960-х гг. историк науки Томас Кун, показал что в науке существуют парадигмы — некие наборы предпосылок, разделяемых всеми учеными, порой даже неосознанно. Например, до открытий Коперника никому бы не пришло в голову сомневаться в том, что Солнце вращается вокруг Земли, а не наоборот: это казалось самоочевидным. И лишь открытие гелиоцентрической системы произвело революцию, т.е. расширило границы научной парадигмы и изменило господствующие установки мышления.

Это означает, что, хотя роль сомнения в научном методе и велика, все же ученые не до конца свободны от традиции: она задает базовую структуру для мысли и деятельности, и далеко не всегда нужно эту традицию нарушать. Томас Кун считает, что в таком положении дел нет ничего вредного для науки: работа в рамках преобладающей парадигмы — это эффективный путь решения проблем, которые в ней возникают. Кроме того, внутри традиции личность получает пользу от работы других, что ведет к накопительному прогрессу. Идеал всесокрушающего сомнения, которым грезили скептики XIX века, сегодня представляется несколько устаревшим.

Ну а верующие — так ли они легковерны, какими их представляют себе современные критики религии? Действительно ли сомнение, скепсис полностью исключены из жизни христианина?

Митрополит Антоний Сурожский считал, что сомнение — это чуть ли не основное средство верующего в его духовном возрастании. Человеческие представления о Боге никогда не обладают полнотой и завершенностью: Бог превосходит любое понимание. Поэтому человек проходит некоторые этапы: во взрослом возрасте мы уже не можем жить с детскими представлениями о Боге. Вера не статична, она растет и меняется на протяжении всей жизни. Сомнение, критическое отношение к себе и собственным взглядам, живой ум — то, что необходимо человеку на этом пути.

Таким же образом и честный ученый понимает, что созданная им картина мира никогда не отразит реальность Вселенной во всей ее полноте — это лишь этап на пути, некая модель, которая со временем может устареть. И поэтому следующий этап, после того, как он создал эту модель — подвергнуть ее сомнению, сделать еще один небольшой шаг на пути к постижению реальности.

Как видно, действительность оказывается сложнее примитивных схем XIX в., которые и сегодня живы в умах некоторых ученых. И для исследователя, и для христианина сомнение — это двигатель, направляющий его к развитию. Но и в вере, и в науке значение скепсиса простирается лишь до определенных пределов.

свящ. Никита Калинин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *