Война, изменившая ход мировой истории (Часть I)

— Среди воевавших здесь были два великих князя, признанные впоследствии РПЦЗ святыми, — Игорь Константинович и Иоанн Константинович, а также их братья Олег и Гавриил, святыми не признанные. Олег погиб в ноябре 1914 года в бою на российско-прусской границе, а Игорь и Иоанн были казнены в 1918 году революционерами-большевиками неподалеку от Алапаевска — сброшены в шахту вместе с преподобномученицами великой княгиней Елисаветой Федоровной и инокиней Варварой. Братья были сыновьями великого князя Константина Константиновича, кстати, заметного духовного поэта (писал под псевдонимом К.Р.). С началом войны они ушли на фронт в составе тех частей, в которых служили, и приняли участие в боевых действиях на младших офицерских должностях. Свой воинский долг они выполняли добросовестно, но канонизированы были Игорь и Иоанн, естественно, не просто за добросовестное исполнение воинского долга, а за исповедание христианской веры — даже до смерти от безбожников. Несколько лет назад произошло воссоединение Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) и Русской Православной Церкви За границей. По неведомой мне причине великие князья Игорь и Иоанн до сих пор почему-то не включены в списки православных святых, публикуемые в наших церковных календарях.

— Сын великого князя Константина Константиновича Романова, известного как поэт К.Р., воевал здесь и погиб. Как это было?

Протоиерей Георгий Бирюков с прихожанами возле воинского мемориала — Князь Олег Константинович также служил в лейб-гвардии гусарском полку 2-й гвардейской кавалерийской дивизии. Проскакал с боями сотни верст во время первого похода в Восточную Пруссию (август-сентябрь 1914 года). А уже в ходе второго наступления на самой границе был во время атаки смертельно ранен. Скончался в госпитале в Вильно. Отпевал его архиепископ Тихон, будущий Патриарх Московский и всея Руси, также причисленный к лику святых. В Полесске несколько лет назад был построен храм во имя свт. Тихона.

Накануне войны: в чем корни нацизма?

— Да и сам великий князь Константин Константинович Романов был подвергнут смертельной опасности, когда германские власти вывезли его с семьей из Шталлупенена к передовой и оставили там. А что творилось в Германии с началом войны по отношению к русским людям и православным храмам?! В своей брошюре «История Православия в Восточной Пруссии» вы касаетесь этого не входящего ни в какие цивилизованные рамки преследования мирных людей, волей судьбы оказавшихся в то время в Германии.

— Еще до начала Первой мировой войны немецкая пропаганда развернула целенаправленную работу по разжиганию ненависти к русским. Генерал Брусилов, отдыхавший летом 1914 года в Бад-Киссингене (Бавария), был свидетелем грандиозного праздничного спектакля. Центральная площадь города оказалась застроена прекрасными декорациями, изображавшими московский Кремль, его церкви, стены и башни. На первом плане возвышался макет храма Василия Блаженного. Начался грандиозный фейерверк с пальбой и ракетами под звуки нескольких оркестров, игравших «Боже, царя храни!» и «Коль славен наш Господь в Сионе». Затем постройки и сооружения Кремля были подожжены, рушились стены, колокольни, кресты церквей накренились и валились набок. Все горело под прекрасные звуки торжественной увертюры Чайковского «1812-й год». При этом немецкая толпа аплодировала, кричала и вопила от восторга, и неистовству ее не стало предела, когда после падения последней стены над пеплом наших дворцов и церквей загремел немецкий национальный гимн. А это было еще до убийства в Сараево эрцгерцога Франца Фердинанда, что стало официальным поводом для развязывания войны!

Еще до начала военных действий подстрекаемая немецким правительством толпа накинулась на оказавшихся в Германии русских. В одном Берлине их оказалось 50 тысяч человек. Широко известен случай с 398 русскими подданными, привезенными после двух недель различных проволочек в Кёнигсберг как военнопленные (до 70 % из их числа составляли женщины и дети). Задержанных россиян водили по городам, как военнопленных, помещали в тюрьмы. Обращение с ними было зверским. Так, в одну из тюрем Кёнигсберга ночью в окно (!) тюремной камеры был вброшен избитый ребенок. Это был 12-летний Курт Симон, сын профессора рижского политехникума. Его схватили жандармы, приволокли к тюрьме и, не слушая объяснений, бросили в окно.

Памятник жертвам Первой Мировой войны в г. ГусевПравославные храмы в Германии с началом войны были закрыты. Так, освященный только 13 октября 1913 года храм-памятник святителя Алексия в Лейпциге в августе 1914 года был забросан камнями и разграблен. А ведь построен он был по предложению самого кайзера Вильгельма II в честь 22 тысяч русских солдат, павших в Битве Народов 1813 года за освобождение той же Германии от Наполеона!

Что можно говорить про православную общину Кёнигсберга? Ее деятельность в 1914 году в условиях разгула немецкого национализма сошла на нет. Испытали бедствия и русские колонисты в Восточной Пруссии. Здесь существовал район компактного расселения русских: двенадцать сел и монастырь в Войново (ныне на территории Польши). С началом войны немецкие власти переименовали все села, населенные русскими старообрядцами и единоверцами, дав им немецкие имена. Например, Войново стало именоваться Экертсдорфом. Район русской колонизации в Восточной Пруссии оказался в зоне боевых действий. Знаменитый Войновский монастырь уцелел, но число монахинь значительно сократилось. Немецкие власти на период военных действий вывезли монахинь сначала в Алленштайн (Ольштын), а затем — в Цинт (Корнево Калининградской области). Вернувшись, монахини обнаружили, что монастырь был разграблен. Погибла его богатая библиотека. Деревянная сельская моленная в центре Войново и вовсе была сожжена.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *