Война, изменившая ход мировой истории (Часть I)

— Разница в мировоззрении, конечно, существует. Можно говорить в целом о мировоззрении западного человека (здесь не только протестантизм, но и католичество). Разницу в мировоззрении лучше рассмотреть в свете евангельской истины. Христос учил собирать сокровища на небе, где ни ржа его не повредит, ни воры не украдут. Этому учит и Православие. Запад же ищет в первую очередь сокровища на земле, а не на небе. И, чтобы оправдать свое отступление от слов Спасителя, проявляет завидную изобретательность. Свои неблаговидные поступки надо оправдать. И оправдывают. Известный лозунг «Цель оправдывает средства» был не пустым сотрясением воздуха, а руководством к действию.

А если говорить конкретно о зверском отношении к мирному населению, то у германцев это воспитывалось целенаправленно. Еще Клаузевиц ввел в свое учение о войне «теорию устрашения». Он учил, что мирное население противника должно испытать все возможные тяготы войны. Тогда, мол, оно будет воздействовать на свое правительство, чтобы то быстрее запросило мира. «Мы должны поставить его (противника) в такое положение, которое при продолжении войны окажется для него более тяжелым, чем капитуляция», — писал он.

Русские солдаты Первоцй мировй войны Эту идею развивал Шлиффен, выдвинувший так называемую «доктрину уничтожения». В 1902 году германский Генштаб издал «Kriegsbrauch im Andkriege» — официальный кодекс ведения войны. В нем четко разделялись принципы Kriegsraison — военной необходимости и Kriegsmanier — законы и обычаи военных действий. Подчеркивалось, что первые должны всегда стоять выше вторых. Не будем забывать, что в предвоенные десятилетия в Германии были весьма популярны работы такого философа, как Ницше, содержащие протест против христианской морали. Ницше учил, что война и смелость творит больше великих дел, чем любовь к ближнему. Он воспевал жестокость и волю к власти — добей упавшего, отвергни мольбу о пощаде… Книгу Ницше «Так говорил Заратустра» частенько находили потом в офицерских сумках и солдатских ранцах.

Во вторую мировую войну западные страны целенаправленно воздействовали на мирное население противника, чтобы вынудить его требовать от своего правительства капитуляции. Германия бомбила английские города, обстреливала их ракетами «Фау-1» и «Фау-2»… Англо-американские союзники также уничтожали немецкие города, например, Дрезден, массированными бомбардировками. В свете такого мировоззрения становится понятно применение американцами атомных бомб именно против мирных городов Хиросима и Нагасаки. Такую политику Запад проводит и сегодня. Вспомним бомбежки авиацией НАТО мирных городов Югославии. Да и нынешние обстрелы и бомбежки городов Донбасса можно объяснить именно господством западной идеологии в умах некоторых сегодняшних киевских политиков.

— Первое серьезное сражение, проходившее в Восточной Пруссии, было Гумбиннен-Гольдапское…

— Если говорить точно, первым серьезным сражением в Восточной Пруссии было Шталлупененское. Оно прошло 17 августа в окрестностях города Шталлупенен (сегодня Нестеров). Гумбиннен-Гольдапское сражение 20 августа несколько заслоняет Шталлупененское своими масштабами и результатами.

В память павших за отечество

— Вы часто бываете, на мемориале у поселка Совхозное (ранее Маттишкемен), расположенном у места, где проходило Гумбиннен-Гольдапское сражение. Здесь покоятся несколько сотен русских солдат, вы проводите там заупокойные богослужения. В создании этого мемориала вы тоже принимали участие?

— К созданию мемориала в Совхозном я отношения не имею. Он был создан в 1920-е годы местными германскими властями. Сохранился в первоначальном виде потому, что Калининградский облисполком еще в 1957 году включил мемориал в список памятников истории, подлежащих государственной охране. Хотя, следует отметить, мемориал давно не ремонтировался. И здесь та информация, которую я размещал в электронных и печатных СМИ, могла сыграть свою роль. Также и то, что наши ежегодные крестные ходы на Гумбинненское поле привлекали внимание и общественности, и властей. Как бы то ни было, сегодня происходит масштабная реконструкция этого мемориала, в составлении проекта которой я также принимал участие.

— Осталось много других, часто безымянных могил. Вы вместе с другими поисковыми организациями стараетесь приводить их в порядок. По возможности возвращаете имена погибших героев. Много делают здесь православные скауты отряда «Ятвягия», которых уже несколько лет вы духовно окормляете.

— Да, в последние годы две организации (скаутская организация «Ятвягия» и казаки хутора имени Козьмы Крючкова Семиреченского казачьего войска) проводят большую работу по поиску заброшенных воинских захоронений. Найденные захоронения по возможности благоустраиваются, очищаются от мусора, упавших деревьев и кустарника. На могилах русских воинов устанавливаются православные кресты и мемориальные плиты. Например, неподалеку от поселка Краснолесье скауты «Ятвягии» благоустроили братскую могилу, в которой похоронены шесть русских воинов. Сегодня она покрыта тротуарной плиткой, установлены кресты, мемориальная плита. Сохранена и старая надгробная плита, еще немецкого времени. А ведь место было запущенное, заросшее кустарником. Сама могила была вскрыта черными копателями, а кости погребенных разбросаны. Сегодня — полный порядок.

— Какую еще работу по восстановлению памяти о героях Первой мировой войны проводит приход Свято-Духова храма г. Нестерова, настоятелем которого вы являетесь? Кто вам в этом помогает?

— Постоянно говорить только об одном приходе будет нескромно. Сегодня довольно много людей и организаций ведут работу по восстановлению памяти о героях Первой Мировой войны. Например, руководитель Калининградского регионального отделения ВООПиК Михаил Валерьевич Черенков организовал группу добровольцев «Последние герои империи», которая регулярно выезжает на восток Калининградской области для проведения работ по благоустройству воинских захоронений периода Первой мировой войны. Два года назад он первым организовал проведение фестиваля-реконструкции «Гумбинненский прорыв» и сегодня работает в оргкомитете фестиваля, который проходит в августе и становится уже традиционным. Есть и другие соработники.

Окончание следует

Беседовал Дмитрий Осипов

Источник: газета «СПАС», №10 (127) октябрь 2014 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *