Воскресенье, 5 июля 2020 года: что будет в храме?

Мы продолжаем проект «Готовимся к воскресенью», чтобы помочь вам осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в последнее воскресенье Петровского поста. Источник: foma.ru

Воскресенье, 5 июля 2020 года

В четвертое воскресенье по Пятидесятнице Церковь празднует память всех преподобных отцов Псково-Печерских. Установить этот день незадолго до своей кончины благословил патриарх Московский и всея Руси Пимен, бывший несколько лет игуменом Псково-Печерской обители. Для празднования Собора по благословению архимандрита Иоанна (Крестьянкина) составили текст службы и в 1994 году впервые вознеслась общая служба всем Псково-Печерским святым.

В этом году 5 июля начинается последняя неделя Петровского (или Апостольского) поста. Пост этот, вместе с Успенским, относится к числу «летних» и заканчивается 11 июля, накануне праздника апостолов Петра и Павла. Петровский пост был утвержден в память о том, как постились апостолы, прежде чем отправиться на проповедь Евангелия. Известно, что Петровский пост по строгости намного уступает Великому.

Сегодня как никогда мы можем понять его изначальный «компенсаторный» смысл. Еще в древние времена Апостольский пост был установлен для тех, кто не смог соблюдать Великий пост по особым обстоятельствам. А в этом году из-за карантина многие не смогли соблюдать Великий пост должным образом, поэтому сейчас есть замечательная возможность для «компенсации». Тем более что в течение наступающей последней недели поста есть несколько поводов обратиться к Богу в молитве. Церковь празднует память:

7 июля, вторник, Рождество честного славного Пророка, предтечи и Крестителя Господня Иоанна,

8 июля, среда, благоверных князей Петра и Февронии, Муромских чудотворцев,

10 июля, пятница, обретение мощей преподобного Амвросия Оптинского.

Молитва Собору преподобных отцов Псково-Печерских

О, преподобнии и Богоноснии отцы наши: Марко, Ионо, Корнилие, Вассиане, Дорофее, Лазаре, Симеоне, Александре и мати преблаженная Вассо!

Смиренно припадаем к вам, яко праведником сущим, иже в Псковстей земли просиявше преславно, украсили есте обитель Печерскую жития вашего чуднаго звездами пресветлыми; к вам прибегаем и, с любовию хваляще днесь, предстательства просим за нас, многогрешных: умолите Господа Сил и Пречистую Его Матерь, да сохранят Российскую страну нашу мирну, утвердят в благочестии землю Псковскую и да покровом благодати Своея град сей покроют, обитель же нашу укрепят и всем подвизающимся в ней даруют спасение и Жизнь Вечную. Помозите нам, угодницы Божии, создати храм благолепен в сердцах наших и украсити сей храм добродетельми, да жительствует в нем едино Господь! Оградите нас стеною молитв всепобедных от греховных стрел врага спасения нашего и от всех его злых искушений, да Богоугодне зде на земли поживем и вечное Царство Пресвятыя Троицы унаследим, прославляюще присно Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и в безконечныя веки. Аминь.


День памяти святых

Мученик Албан Британский (около 209 года)

Будучи еще язычником он укрыл в своем доме клирика от гонений. Наблюдая несколько дней за жизнью христианина, день и ночь проводящего в молитве, он решил выйти к преследователям вместо своего гостя. Пострадал он в городе Веруламие: с IX века этот город называется Сент-Олбанс, в честь святого, а сегодня это северный пригород Лондона.

Краткое житие мученика Албана слушайте на радио «Вера»

Мученики Зинон и Зина (304)

Зинон раздал свое большое состояние нищим, отпустил на волю рабов и вместе с преданным ему слугой Зиной пришел к правителю обличить его в идолопоклонстве. По приказу властителя их подвесили на столбе, строгали железными крюками, растирали раны уксусом и солью, жгли огнем, обливали кипящим маслом. Святые терпеливо переносили муки и были усечены мечом.

Священномученик Евсевий, епископ Самосатский (380)

После I Вселенского Собора в Никее в 325 году епископу Евсевию не раз в течение десятков лет пришлось пострадать за утвержденное православное исповедание веры. Он отказывался исполнять приказы императоров-ариан, угрожавших ему, был в заточении и погиб от рук женщины-арианки, прося окружавших не делать ей зла.

Краткое житие святого Евсевия слушайте на радио «Вера»

Мученики Галактион и мученица Иулиания

За исповедание веры в Спасителя святой Галактион был потоплен в море, а святая Иулиания вместе со своим сыном Сатурнином была сожжена.

Святитель Григорий, митрополит Валашский (1765 — 1834) 

Родился в Бухаресте, изучал греческий и латинский языки, богословие. Около 1790 года преподобный старец Паисий (Величковский) постриг его в монашество с именем Григорий. Вскоре был рукоположен во иеродиакона и начал переводить с греческого на румынский учительные книги. 9 января он был рукоположен во иеромонаха и возведен в достоинство архимандрита, 10 января хиротонисан во епископа, а 11 января 1823 года стал митрополитом Унгро-Влахийским. Укреплял епархию духовно и хозяйственно, издал на болгарском языке Четвероевангелие, напечатанные книги раздаривал священникам и мирянам. После новой русско-турецкой войны выступил против обложения священников и народа дополнительными налогами, за что на 2 года был смещён с кафедры. По возвращении, уже престарелый и больной, вновь занялся устроением церковной жизни. Его проекты предусматривали поставление священника для каждого села или хутора (при наличии в селе более 50 дворов – двух), освобождение их от барщины.

21 мая 2006 года патриарх Румынский Феоктист в сослужении 28 архиереев совершил торжественную канонизацию святителя. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 21 августа 2007 года имя святителя было включено в месяцеслов Русской Церкви.

Краткое житие святителя Григория слушайте на радио «Вера»

Собор преподобных отцов Псково-Печерских 

В лик Псково-Печерских святых входят:

Прп. Марк (XV век)

Прп. Васса (около 1473)

Прп. Иона (около 1480)

Прмч. Корнилий (1570)

Прмч. Вассиан Муромский (1570)

Прп. Дорофей Югский (1622)

Прп. Лазарь прозорливый, схимник (1824)

Сщмч. Александр (Петровский), архиеп. Харьковский (1940)

Прп. Симеон (Желнин), иеросхим. (1960)

Краткое житие преподобных слушайте на радио «Вера».

Новомученики и исповедники Российские

Священномученик Феодор Смирнов, диакон (5 апреля 1890 – 5 июля 1938)

Родился в селе Раменье Волоколамского уезда Московской губернии в семье псаломщика Владимира. Окончил три курса Вифанской Духовной семинарии, женился на Анне Васильевне, дочери священника Орлова, брат которой Сергий стал священномучеником, служил в родном селе и был законоучителем в двух земских школах.

16 ноября 1917 года диакон Феодор был переведен в Духосошественский храм на Лазаревском кладбище в Москве. 28 октября 1920 года он был награжден двойным орарем. В 1932 году храм на Лазаревском кладбище был властями закрыт, и диакона Феодора перевели в храм в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще, где он прослужил до своего ареста 10 декабря 1937 года.

Свидетелем был вызван настоятель храма, где служил диакон Феодор. Он показал, что диакон Феодор «среди окружающих вел антисоветскую агитацию, направленную на срыв выборов в Верховный Совет. В моем присутствии он заявлял: “Коммунисты хвалятся, что у них в стране самые демократичные выборы, – это неправда, в стране нет никаких демократичных выборов. Кандидатов в Верховный Совет выставила сама партия, а не народ. За этих кандидатов она будет насильно заставлять голосовать. Но я хорошо знаю, что на это многие не пойдут, они будут голосовать против этих кандидатур, а некоторые и совсем не пойдут на выборы”…

20 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила диакона Феодора к 10 годам заключения. В городе Лесозаводск Приморского края в 19-м отделении Бамлага ждал голод, каторжный труд и нечеловеческие условия. Но вскоре против духовенства и верующих, собранных в 145-й колонне концлагеря, было начато новое дело и 31 марта 1938 года тройка НКВД приговорила 31 заключенного к расстрелу, но о приговоре им не сообщили и еще три месяца приговоренные к смерти продолжали работать. Диакон Феодор Смирнов был расстрелян 5 июля 1938 года и погребен в общей безвестной могиле.

Краткое житие священномученика Федора слушайте на радио «Вера»

Священномученик Гавриил Архангельский, диакон (1885 — 1938)

Родился в селе Архангельское Волоколамского уезда Московской губернии в семье псаломщика Николая. С 1906 года служил псаломщиком в селах, с 1911 года – к Петропавловскому храму при Мариинской больнице в Москве, где 28 сентября 1915 года он был рукоположен во диакона. С 1934 года служил в Преображенском храме на Преображенской площади. Здесь его и застали гонения конца 1930-х годов.

11 декабря 1937 года были арестованы некоторые клирики Преображенского и Богоявленского (Елоховского) храмов.

16 декабря следователи допросили диакона Михаила Толузакова, привлекавшегося в качестве свидетеля в случаях, когда не было достаточных данных, чтобы оформить обвинение. О диаконе Гаврииле он показал: «Архангельский враждебно настроен против советской власти. Проводил работу по привлечению верующих к церкви, во время закрытия церкви на Красной Пресне подстрекал верующих к массовым выступлениям и сбору подписей под протестом против закрытия церкви».

20 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила диакона Гавриила к 10 годам заключения и 5 февраля 1938 года он с этапом прибыл в город Лесозаводск, в 19-е отделение Бамлага НКВД.

Почти сразу же после прибытия в лагерь против духовенства, находившегося в лагере и собранного в 145-й колонне, было начато дело: осведомители донесли, что собравшиеся в лагере священники поют вслух молитвы и обсуждают грядущие церковные праздники. Из 31 только 4 признали себя виновными, остальные виновными себя не признали, среди них и диакон Гавриил Архангельский. 5 июля 1938 года все арестованные, кто дожил до этого последнего для них дня на земле, были расстреляны и среди них – диакон Гавриил Архангельский.

Краткое житие священномученика Гавриила слушайте на радио «Вера»

Икона Божией Матери

Казанская Коробейниковская

Величайшая алтайская святыня находилась в Богородице-Казанском храме села Коробейникова с начала XX века. Храм был возведен в 1902 году. В храме, украшенном росписью, пребывало множество святых икон, среди которых своей поразительной красотой выделялся большой Казанский образ Божией Матери. Схимонахиня Георгия (местная жительница), вспоминает: «В засушливую пору все жители выходили с крестным ходом вокруг села. Главную икону несли несколько человек. После этого обязательно шел дождь. В годы советской власти безбожники уверяли народ, что поп все устраивал, заранее зная о дожде. Но это, конечно, неправда. Батюшка был такой же простой человек, как мы, заранее иметь сводку погоды в ту пору он не мог».

В 1938-м году храм был закрыт, разграблен и превращен в зернохранилище. Божия Матерь явилась благочестивой Ольге во сне, повелев забрать икону из оскверненного храма. Образ был сильно поврежден, различимы были только очи Богородицы и Божественного Младенца, но около иконы постоянно собирались верующие, пели акафисты, читали молитвы. И постепенно образ начал проясняться, а в 1972 году произошло чудо – икона обновилась. Уже в 1982 году в селе Коробейниково началось восстановление храма.

2 июля 1994 года икона Казанской Божией Матери крестным ходом была доставлена из Барнаула в Коробейниково и установлена в обновленном храме на своем законном месте. Она стала почитаемой святыней Богородице-Казанского мужского монастыря, открытого в селе.


Особенности богослужения

Желающие в воскресенье причаститься на литургии приходят в храм вечером в субботу на Всенощное бдение, или «всенощную». Песнопения церковного хора, возгласы дьякона, действия священника становятся понятнее, если следить за текстом проследования Всенощного бдения или же ознакомиться с ним накануне.

Какие песнопения исполняет хор, что делают священнослужители, как библейские тексты, исполняемые на православном богослужении, повлияли на мировую культуру. Сегодня в комментарии игумена Силуана (Туманова) вы подробнее узнаете о происходящем во время исполнения одного из древнейших христианских песнопений «Ныне отпущаеши». Сегодня мы предлагаем прочитать третий выпуск цикла «Всенощное бдение с пояснением».  


Традиции праздника

В воспоминание событий 2 июля 1994 года стал традиционным Крестный ход в Коробейниково из Барнаула — 250 километров идут тысячи богомольцев с Алтая, Сибири и всех уголков России, чтобы поклониться Коробейниковской Казанской иконе Пресвятой Богородицы.

Если совершается полиелейная служба в честь Собора преподобных отцов Псково-Печерских, то на литургии звучат также чтения преподобных: Послание апостола Павла к Галатам, глава 5 стих 22 – глава 6 стих 2, и Евангелие от Луки, глава 6, стихи 17 – 23.


Чтение Евангелия:

Евангелие от Матфея, глава 8, стихи 5 – 13

5 Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: 6 Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. 7 Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. 8 Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; 9 ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идет; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то», и делает. 10 Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. 11 Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; 12 а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. 13 И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.

Свернуть

Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)

Комментирует священник Павел Великанов

Комментирует священник Стефан Домусчи

Апостольское чтение: 

Послание апостола Павла к Римлянам, глава 6, стихи 18 – 23

18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. 19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые. 20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. 21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть. 22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная. 23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.

Комментирует священник Антоний Борисов


Мы часто обращаемся к Богу, когда хотим что-то получить от Него. И желательно немедленно. Сегодняшнее евангельское чтение ставит в пример сотника, сострадающего слуге, не родному человеку, а всего лишь одному из подчиненных. Нам необходима вера сотника в то, что Господь слышит — и даже когда Он чего-то и не дает в данный момент, то так только лучше. Христиане призваны смиряться по примеру сотника, то есть быть готовыми принять то, что Господь даст.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *