Вступительное слово Святейшего Патриарха Кирилла на собрании духовенства Калининградской митрополии

2 июля 2022 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Калининграде состоялось собрание духовенства Калининградской митрополии. Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам заседания со вступительным словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы и братья!

С особым чувством искренней радости я вступил на Калининградскую землю после более чем двухгодичного перерыва и сегодня имею возможность встретиться с вами, обменяться мыслями, послушать тех, кто будет выступать, и очень надеюсь, что собрание наше будет всем на пользу.

Вот о чем мне хотелось бы сказать несколько слов. Мы прожили достаточно непростое время, связанное с необходимостью изоляции. Это было продиктовано пандемией очень опасной болезни, которая унесла жизнь многих людей, в том числе значительного количества духовенства. Теперь по милости Божией эта напасть уходит, но, как вы знаете, возникают другие сложности, другие проблемы. Думаю, здесь, в этом российском анклаве, особенно чувствуется, что общая атмосфера, в том числе политическая, не становится спокойнее. Но такова вообще история человечества: одна эпоха сменяется другой, одни вызовы сменяются другими, а Церковь Божия продолжает свое спасительное служение. Что только ни произошло за две тысячи лет христианства! Какие только режимы ни сменились, какая только власть ни сменилась, какие политические силы ни сменились, включая те, что господствовали над миром! Вспомните могущественную Римскую империю. Казалось, ничто не может сокрушить эту империю, которая основывалась на очень сильной языческой культуре, возвышавшей Рим над всеми остальными народами за пределами империи. Но она исчезла, а вера Христова сохраняется в народе нашем. Конечно, самым тяжким испытанием стало для Церкви время безбожия, когда борьба с верой, с религией была провозглашена политической задачей государства. Народ наш прошел через тяжелейшие годы испытаний, но вера православная сохранилась. Все это свидетельствует о том, что Господь есть Господин истории, что Он ведет Свой народ, что никакие силы не могут одолеть Церковь Христову, если только сама Церковь не подтачивает себя изнутри человеческим грехом, недостатками, проблемами, конфликтами. Поэтому вопрос о внутрицерковной жизни, о характере этой жизни, вопрос о духовной силе нашего духовенства, которое призвано передавать эту силу всему народу, является самым главным с точки зрения сохранения Церкви.

На духовенстве лежит огромная ответственность, и потому я всегда с особым чувством обращаюсь к собранию священнослужителей, понимая, что от каждого из тех, кто меня слышит, многое зависит. Вы передаете свои мысли, свое настроение, свою веру, свою убежденность вашей пастве, и то, что происходит в сердцах людей, прямо зависит от того, что в наших сердцах. Потому что если наше сердце пусто, если наше религиозное сознание ослаблено, то мы неспособны передавать сильные, обогащающие других духовные импульсы. Еще и еще раз хочу сказать, что от духовного состояния каждого священнослужителя зависит духовное благополучие его паствы.

Ну, а какие вызовы этому духовному состоянию? Как уже было сказано, когда-то нам мешали неблагоприятные внешние обстоятельства. Сегодня ничего этого нет, сегодня существует только одна сдерживающая сила — это мы сами. Значит, тем больше ответственности пред Богом за все то, что мы делаем, братия. Нас сейчас никто не сдерживает, нет никаких сил, которые были бы способны ограничить нашу церковную миссию, кроме нас самих. А в этом-то и есть главная проблема. Есть такое явление, когда пастырские силы как бы затухают, затухает ревность в служении. По-разному это явление обозначается, некоторые его называют «пастырское выгорание». Потенциал священника как бы выгорает. Но, как бы ни назвать это явление, каждый священнослужитель, наверное, проходит в той или иной степени через такое испытание. Все начинается с привыкания, с вопроса «ну что мне каждый раз к проповеди готовиться? Я и так все знаю. Что там говорить? Все равно «спаси Господи» скажут». Начинается с того, что мы не всегда готовы идти к тем, кто слушает нас без особого благоговения и трепета. Не всегда мы готовы защищать нашу веру, в том числе публично. Все это во многом зависит от нашего внутреннего духовного состояния, от нашего внутреннего горения, от силы нашего пастырского призвания. Говорю это, потому что знаю: каждый священнослужитель проходит в своей жизни, на своем пастырском пути через такие периоды, но, слава Богу, когда все это заканчивается, священнослужитель, осознав радость своего служения, осознав, что служение Богу является его призванием, с новыми силами продолжает свое дело. Тогда все возвращается на круги своя, и человек, обогащенный этим опытом истощания духовного, становится еще более сильным. Но иногда, что ж греха таить, это истощание становится как бы нормой, и тогда ослабевает пастырское чувство, ослабевают стремление молиться и готовность совершать богослужения, и пастырское служение превращается в некую профессию, которая приносит материальный достаток, а все остальное исчезает.

Не дай Бог, чтобы такого рода состояние присутствовало в нашей жизни, особенно сейчас, в очень непростое время. Вообще, простых времен не бывает, но наше время требует особой пастырской ревности. Многие из вас помнят, вы уже были в сане на излете советского времени, что сама возможность пойти в храм, помолиться, послушать проповедь была тогда чем-то новым, необычным, очень вдохновляющим, и огромный поток людей устремился в храмы. Не всех мы в храмах удержали, что греха таить, многие пришли и опять ушли в мир, а кто-то остался. Сейчас ничего подобного не происходит, но это не значит, что мы должны привыкать к тому положению, достаточно благополучному, в котором мы находимся. Мы должны постоянно помнить, что состояние души людей, нашей паствы меняется в зависимости от различных факторов, от влияния псевдокультуры, от разного рода соблазнов, которые на них обрушиваются. Поэтому так важно, братья, не терять этот внутренний, если хотите, огонь, эту силу внутреннюю, которую Господь дает нам через рукоположение, эту пастырскую ревность. Вот что самое главное. Нельзя потухнуть, нельзя превратиться в маленький фитилек, от которого больше копоти, чем света. Знаю, большинство из вас ревностные пастыри, и вы достойно совершаете свое служение, но иногда привыкание к благополучию снижает нашу ревность. Дай Бог, чтобы у нас с вами такое не происходило.

И вот еще о чем, я думаю, надо сказать. Степень влияния духовенства на общество во многом зависит от того, насколько мы себя сознаем ответственными за дело Божие. Ведь можно служить в храме, совершать требы и жить в достаточно уютном и спокойном мире. У нас всегда есть паства, прихожане, и некоторые говорят: ну, а что еще нужно? Но на самом деле мы постоянно должны ставить перед собой задачи, о которых, может быть, не очень-то и задумываемся. Вот едешь на машине по городу, видишь людей — спроси самого себя: а какой процент из них в воскресенье в храм приходит? Вот и все, вот наши задачи и обозначатся. Мы не задаем себе этих вопросов, мы привыкаем к тому, что у нас есть, особенно если имеющееся материально нас обеспечивает. А народ, который по улицам ходит, а молодежь, которая заполняет стадионы и танцплощадки? Это наш народ, это наши люди, в основном по происхождению русские православные люди. Поэтому я бы хотел, чтобы пастырская ревность никогда в нас не угасала, чтобы мы постоянно ставили перед собой задачи: что я делаю как священник, чтобы в храме было больше людей, больше молодежи? Чтобы мой приход занимал более важное место в жизни тех, кто живет рядом?

Знаю, что в нашей Калининградской митрополии дела идут неплохо, и хотел бы огласить статистику, которая свидетельствует о том, что ситуация достаточно благополучная. Но еще раз хочу сказать: за этими благополучными цифрами мы не должны терять критического взгляда на самих себя и на ситуацию, и должны постоянно ставить перед собой новые задачи.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *