Архиепископ Серафим совершил Литургию в Неделю сыропустную

6 марта 2022 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), совершил Божественную литургию в Кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда.

Фото: Е. Филькин

Его Высокопреосвященству сослужили: ключарь собора протоиерей Михаил Селезнев и епархиальное духовенство.

После сугубой ектении архиепископ Серафим вознес молитву о скорейшем восстановлении мира:

«Владыко Многомилостиве Господи, Иисусе Христе, Боже наш, молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, святых равноапостольных великого князя Владимира и великия княгини Ольги, святых Новомучеников и исповедников Церкви нашея, преподобных и богоносных отец наших Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев, Сергия, игумена Радонежского, Иова Почаевского, Серафима Саровского и всех святых, благоприятну сотвори молитву нашу о Церкви и о всех людех Твоих.

От единыя купели Крещения, еже при святем князе Владимире, мы, чада Твои, благодать восприяхом, — дух братолюбия и мира в сердцах наших навеки утверди!

Иноплеменным же языком, брани хотящим и на Святую Русь ополчающимся, — запрети и замыслы их ниспровергни.

Благодатию Твоею власти предержащие ко всякому благу настави, воинов — в заповедях Твоих утверди, лишенныя крова — в домы введи, голодныя — напитай, недугующая и страждущая — укрепи и исцели, в смятении и печали сущим — надежду благую и утешение подаждь, на брани убиенным — прощение грехов и блаженное упокоение сотвори.

Исполни нас яже в Тя веры, надежды и любве, яко да во всех странах наших единеми усты и единем сердцем исповемыся Тебе, Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, со Безначальным Твоим Отцем, Пресвятым Благим и Животворящим Твоим Духом во веки веков. Аминь».

По благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла сугубая молитва о скорейшем восстановлении мира совершается во всех храмах Русской Православной Церкви.

Прощеное воскресение — это элемент особой духовной традиции, сохраненный, пожалуй, только в Православной Церкви. Если говорить кратко, то чин Прощеного воскресения выглядит так. В воскресенье перед началом Великого поста, после вечернего богослужения настоятель храма выходит на церковный амвон и, преклоняя колени, просит прощения у всех прихожан и духовенства (если в храме служат несколько священников). Настоятель просит прощения у всех прихожан за все те возможные прегрешения и обиды, которые он мог нанести окружающим людям. И после этого, в ответ на полученное прощение (люди отвечают ему: «Бог простит, честный отче, прости и нас, грешных, и помолись о нас»), он прощает и благословляет всех молящихся.

Затем священник спускается с амвона и дает всем желающим «целование мира», т.е. прихожане подходят к батюшке и просят прощения за всевозможные прегрешения против него (не перечисляя конкретных грехов), а он прощает их и в ответ просит простить и его и помолиться о нем. При этом они три раза целуют друг друга в щеку (или целуют икону, которую держит священнослужитель) и, примиренные, расстаются до следующего Великопостного богослужения. После примирения со священником прихожане также мирятся друг с другом, говоря: «Прости меня, грешного», — и в ответ на такую же просьбу со стороны другого человека отвечают: «Бог простит, прости и меня». Затем все постепенно расходятся по домам.

Вот так вкратце можно описать этот древний и очень красивый обычай. Однако в чем же его духовный смысл?

Цель нашей духовной жизни — это встреча с Господом Иисусом Христом, встреча в глубинах нашей собственной души. И Великий пост — это уникальная школа духовной жизни, школа покаяния. В течение Великого поста мы учимся бороться с нашими страстями, учимся молиться, учимся приобретать духовные добродетели.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *