Библия на большом экране

В январе 2015 года на экраны кинотеатров мира вышла работа известного американского режиссера Ридли Скотта «Исход. Цари и боги», в основу которой легло библейское повествование книги «Исход» Священного Писания Ветхого Завета о пророке Моисее.

Библия в кино

Надо отметить, что ныне наблюдаемый интерес к библейским сюжетам в кинематографе был, пожалуй, только во второй половине прошлого столетия, когда на экраны вышли такие киношедевры, как «Иисус из Назарета», «Багряница», «Бен Гур» и другие замечательные христианские кинокартины. Кстати, стоит заметить, что работа Ридли Скотта не нова по своей режиссерской идее. В 1956 году была снята библейская драма режиссера Сесила Б. Демилля «10 заповедей».

Если говорить о внешней стороне картины, то фильм «Исход» поражает прежде всего масштабом и красотой съемок. На протяжении всей кинокартины перед нами предстает Древний Египет во всей своей мощи и великолепии. Мы видим величественные храмы и дворцы египетской столицы Мемфис, огромные и поражающие своей беспредельностью просторы североафриканских пустынь и красоту Нила. До мелких подробностей режиссерской командой воссоздан быт и жизнь жителей древнего государства — от рабов-евреев до фараона. В самом же начале фильма зритель погружается в атмосферу эпического сражения армии Египта и древнего народа хеттов.

Но нам, православным христианам, конечно же, интересно вовсе не это, а то, насколько предлагаемая кинокартина адекватно передает суть Священного Писания и Предания Церкви. И вот тут как раз возникают не совсем однозначные впечатления от просмотра данного фильма.

Немного библейской критики

Как изначально ожидалось, фильм в основе своей черпает сюжетный материал из библейского повествования. И первую четверть фильма именно так и кажется. Действительно, из Священного Писания и Предания мы знаем, что Моисей воспитывался и рос при дворе фараона Египта и впоследствии стал сонаследником престола, будучи нареченным братом египетского принца Рамсеса. Но вот придя в возраст зрелого мужа, когда открывается его еврейское происхождение, он, избранный Богом, изгоняется братом в пустыню и там получает откровение Божие о своем великом предназначении быть пророком Господним и вождем народа Израиля, призванным избавить его от четырехвекового рабства Египту и вывести в Ханаан — землю, обетованную Богом еще патриарху Аврааму.

Но при дальнейшем просмотре кинокартины мы видим скорее авторское видение сюжета, нежели точное следование букве Писания. Интереса ради, кстати, стоит заметить, что картина Риддли Скотта по этой причине запрещена к прокату в таких исламских странах, как Египет и Марокко.

Не будем говорить о всех авторских искажениях фильма, рассмотрим лишь основополагающие. Итак, самым принципиальным отхождением сценария фильма от Писания, на мой взгляд, является то, как показана история взаимоотношений Моисея и Бога и вообще дано представление о Боге как таковом.

По фильму, изгнанный в пустыню будущий пророк, еще сомневающийся тогда в бытии Господа, попадает в сильнейший ливень, сопровождающийся горным селем, погребающим его под грязью и камнями. Обездвиженный Моисей видит маленького мальчика-пастуха на фоне неопалимой купины. В результате разговора выясняется, что в образе мальчика перед пророком предстал Сам Господь, открывшийся ему как Сущий (Исх 3:14), то есть Творец Вселенной и Источник самой жизни. Далее, в течение всей драмы Моисей постоянно общается с мальчиком и получает от него указания о том, как он должен освободить народ Израиля и совершить свою великую миссию. Из Писания же нам совершенно не явствует именно такая форма откровения Господом Самого Себя Моисею и тем более совершенно по-иному показана суть взаимоотношений Его с пророком.

В фильме мы видим, что Моисей постоянно сомневается в том, насколько верно и истинно было все то, что он увидел, а сами диалоги Моисея и Бога представляют собой постоянный спор практически равных существ, причем создается впечатление, что мальчик, олицетворяющий собой Бога, постоянно оправдывается и пытается что-то доказать своему пророку. Причем сам мальчик являет собой весьма капризного и злого ребенка, никак не желающего дать всей полноты откровения Моисею и раскрыть ему своих замыслов. Хотя из Писания нам известно, что Моисей был «кротчайшим из всех людей» (Чис 12:3).

Следующая вольная трактовка священной истории имеет, пожалуй, исторический характер и несет сугубо американский привкус. Получив задание от Бога, Моисей берется самостоятельно, своими силами осуществить задание Бога об избавлении Израиля из рабства. И тут мы встречаемся с поистине голливудским киношным приемом. Моисей, живописуемый Ридли Скоттом, предстает в виде некоего лидера повстанческого движения, тайно обучающего евреев-рабов в пустынном полевом лагере по всем канонам диверсионной деятельности, знания о которой он получил в «одной из военных академий армии США». При этом он постоянно призывает евреев к свободе от оков и — так и просится сказать — «к демократии и свободным выборам». Видимо, именно в таком виде образ пророка более понятен американскому зрителю, и именно поэтому режиссер окрасил кинематографического Моисея в такие смысловые тона.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *