Чтобы не потерять детей для церкви

— Я бы хотел сразу уточнить: в воскресную школу приходят дети разных возрастов. Хорошо на большом приходе, где есть возможность их сразу разделить по возрасту. А как быть с небольшими приходами?

— Новый стандарт деятельности воскресных школ, разработанный синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Московского Патриархата, четко прописывает возрастную градацию, то есть то, какого возраста дети могут объединяться в группу обучения. Другое дело, когда речь идет о малокомплектной воскресной школе, то эти вопросы надо решать оптимально, чтобы не навредить главной идее христианского воспитания и образования. Например, детки могут объединяться в одну группу для бесед со священником по праздникам и событиям церковного календаря, но потом они должны расходиться как минимум на две возрастные группы. Кроме того, разновозрастные группы могут объединяться для какого-то продуктивного совместного творчества к разным православным праздникам. Можно организовывать совместные экскурсии, паломничества по храмам, отдых в детских лагерях. Но при обучении основам вероучения или, скажем, церковному пению детей необходимо разделять по возрастам.

Ну и, конечно, чтобы преподавать в воскресной школе, недостаточно просто прийти и что-то рассказывать. Нужно понимать педагогические основания этого процесса, понимать, как ребенок способен воспринимать эту информацию и вообще каков взгляд православной педагогики на ребенка. Это все входит в первый модуль обучения. Он самый теоретический, а все остальные уже в большей степени ориентированы на практику.

— Перейдем тогда ко второму модулю — основам православного вероучения в контексте преподавания в воскресной школе.

— Предполагается, что пришедшие обучаться люди обладают элементарными знаниями православного катехизиса. Поэтому эти знания в процессе обучения будем преломлять в контексте преподавания их детям, то есть сразу перекладывать на методическую основу.

— Что включает в себя третий модуль — традиции православной культуры в содержании образовательного пространства воскресной школы?

— Здесь речь пойдет и о праздниках, и о формах работы, опять же с учетом разного возраста детей. Также слушатели познакомятся с устройством храма, символикой православной иконы, с глубинным сакральным содержанием этой символики, о том, как с этим работать в воскресной школе. Как это преподать, чтобы детям было не скучно, а имело глубокое проникновение в их души.

— И, наконец, четвертый модуль — методика преподавания в воскресной школе.

— Во-первых, слушатели познакомятся с различными программами преподавания, учебно-методическими пособиями, которые могут быть использованы для воскресной школы. Познакомим и с нормативной базой деятельности современной воскресной школы: с уже упомянутым мною стандартом, разработанным синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Московского Патриархата, и с Положением о воскресной школе.

Во-вторых, будем говорить об особенностях преподавания и работы в воскресной школе с детьми подросткового возраста — от 11 до 17 лет. Это самый проблемный возраст, когда родители уже перестают быть непререкаемым авторитетом, у подростка развивается критическое мышление и существует большая опасность, что подросток уйдет не только из воскресной школы, но и из Церкви.

Также будем рассматривать различные аспекты работы с детьми в контексте преподавания основных предметов в воскресной школе — работа с иллюстративным материалом, проектная деятельность во внеурочной работе…

— Что такое в данном случае проектная деятельность?

— Сейчас такого вида деятельность активно развивается в общеобразовательных школах, и я считаю, что и в воскресной школе она должна занять важное место. Известно крылатое выражение: «Вера без дел мертва». Мы можем без конца говорить ребенку о добре, о любви к ближнему, но он не станет добрее, если мы не дадим ему возможность совершить реальный добрый поступок, если не создадим педагогические условия для его совершения. Анализируя эти поступки, получая на них сердечный отклик, ребенок будет расти и развиваться как христианин.

Важно научить детей деятельно служить ближнему. Это могут быть разные формы работы. Проект отличается тем, что учитель задает детям некую проблему и помогает им самостоятельно планировать пути решения этой проблемы. Например: концерт, который мы постоянно из года в год готовим для прихожан на Пасху, уже не так интересен, давайте придумаем что-нибудь другое. Таким образом, ставится задача, которая побуждает детей к самостоятельному творчеству. В результате, скажем, они придумывают спектакль, и он может быть показан не только прихожанам, но и где-то в других местах — на каком-нибудь фестивале, в детском доме, больнице и т.д. Или, например, проект создания клумбы на прихрамовой территории, за которой они потом постоянно ухаживают. Проектная деятельность открывает широкое поле для детского творчества.

— Какие еще педагогические открытия ждут слушателей на этих курсах?

— Будем также обучать методике работы с родителями, тем более что многие из них заинтересованы в воспитании своего ребенка как христианина и готовы включиться в эту совместную работу. Здесь, на мой взгляд, проще действовать совместными усилиями, чем в обыкновенной школе, так как педагоги воскресной школы, как правило, являются прихожанами того же храма, что и родители ребенка, и вместе участвуют в общинной приходской жизни.

Занятия рассчитаны на объем 80 учебных часов. По окончании курсов слушатели должны будут сдать зачетную работу в письменной форме и получат сертификат о прохождении курсов.

Дополнительную информацию о курсах можно получить по телефону (4012) 51-68-20 или 8-911-450-50-42, а также связавшись с нами по электронной почте: pravmetod@yandex.ru.

Беседовал Дмитрий Осипов

Источник: газета «СПАС», №7 (124) июль 2014 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *