В 90-е годы XX столетия в России начал утверждаться и популяризироваться праздник западного происхождения — «День святого Валентина» или «День всех влюбленных». Существует ложное представление о том, что этот праздник имеет прямое отношение к Церкви, несмотря на его нехристианский характер. Как следствие многие верующие люди задаются вопросом: можно ли отмечать этот «праздник»? Попробуем разобраться!
В первую очередь, начнем с названия — «День святого Валентина». Каким образом оно связано с реальным святым? На сегодняшний день существует несколько «романтических» легенд о личности и жизни святого Валентина, чья память совершается Католической Церковью 14 февраля. Более того, в этот день память сразу трех святых Валентинов: Валентина, епископа Интерамнского; Валентина, мученика Римского; Валентина, мученика африканского (о последнем ничего неизвестно). Напомним, что Русская Православная Церковь почитает память первых двух Валентинов, но только летом. Возвращаемся к легендам — ни одна из этих легенд не имеет ничего общего с достоверными фактами из жизни ни одного, ни другого святого, которые пострадали в 70-е годы III века за проповедническую деятельность от римских властей, а не за проявления чувственности и не за тайные венчания влюбленных. К слову о венчаниях, их как таковых в этот период не наблюдалось, так как сам чин венчания брака получает широкое распространение уже в Византийской империи только в IX веке. Отсюда важный вывод: название «День святого Валентина» не несет никакой смысловой нагрузки, так как в жизнеописании одноименных святых нет ничего, что могло указывать на какую-либо связь этих святых с идеей самого «Дня всех влюбленных».
Теперь обратимся к факту о том, когда и кем был установлен «День святого Валентина». Первая версия утверждает, что это произошло при папе Геласии I (годы папства: 492-496), который этим нововведением хотел заменить древний римский праздник женского плодородия — луперкалии, проводившиеся в середине февраля.
Даже если папа Геласий установил «День святого Валентина», то какое значение он придал этому празднику? Вряд ли это значение пересекается с культом чувств и страстности, не имеющего ничего общего с христианскими ценностями. Само понятие «любовь» имеет много смыслов, и, к сожалению, часто понимание любви в обществе не совпадает с христианским пониманием любви, пример которой дал Сам Бог — Иисус Христос. А в «празднике» всех влюбленных заложена идея именно чувственной любви. Скорее всего, папа Геласий хотел упразднить грубую языческую традицию, предложив ей такую альтернативу как «День святого Валентина».
Но почему тогда Католическая Церковь сегодня не признает «День святого Валентина», если праздник установлен одним из римских пап? Этот вопрос остается открытым. Более того, католические священники считают более подходящим для «Дня всех влюбленных» торжество Святого Семейства[1]. Таким образом, если «День святого Валентина» и является христианским установлением, то далеко не в том образе и не с той идеей, которую мы сегодня видим в этом «празднике», тем более, что ни Восточная, ни Западная Церкви его сегодня не отмечают.
Еще одна версия происхождения праздника связана с английской и французской литературой конца XIV века, точнее с ее представителями Дж. Чосером и Дж. Гауэром, популяризировавшими народное поверье, согласно которому 14 февраля птицы начинают искать себе пару. Таким образом, о происхождении «Дня святого Валентина» мы имеем как минимум две гипотезы. Но та из них, которая связывает установление «праздника» с Церковью, не имеет прямого отношения к тому «Дню святого Валентина», который сегодня активно насаждается в массы различными представителями общественности.
Вот мы и подошли к ответу на вопрос: можно ли православному христианину отмечать «День святого Валентина»? «День святого Валентина» на сегодняшний день не имеет прямых связей с христианством, и носит чисто светский характер, поэтому уместно ответить вопросом на вопрос: какой смысл христианину праздновать так называемый «День всех влюбленных»?
Священник Давид Рожин
Пресс-служба Калининградской епархии