Миссионерство начинается с того образа, который дал нам Спаситель Христос — образа проповеди, образа всех трех лет Его земного служения. Этому Образу уподоблялись апостолы, несшие благую весть о Царстве Божием. Господь готовил апостолов, посылая их на благовестие и даруя им благодатную силу благовествования и исцеления. Заканчивалось Его земное служение словами, обращенными к апостолам, к Церкви, к нам: «Шедше научите вся народы, крестяще их во имя Отца и Сына, и Святаго Духа… и се Аз с вами есмь до скончания века».
Русская Церковь является дочерью Вселенской Православной Церкви, и потому опыт русского апостольства есть неотъемлемое звено преемственности жизни в Духе Святом всего православного христианства. В этой статье мы попробуем вместе проследить эту живую связь Евангелия и русского православного духовного опыта, воплотившегося в путях благовестия и христианского просвещения.
Основные принципы миссионерства в путях русского Православия
Итак, как мы знаем, история нашей Церкви начинается Пятидесятницей. И здесь же является в полноте миссионерское служение Вселенского Православия, когда простыми словами апостола Петра благодать Духа Святаго раскрывает сердца слушающих и присоединяет их к Церкви. Здесь же были явлены основные принципы миссионерства:
1) Проповедь благой Евангельской вести должна быть доходчива, понятна. Тайны Царства Божия должны доноситься образами, доходчивыми слушающим.
2) Проповедник — лишь соработник Богу в деле просвещения, спасения непросвещенного человека. Проповедник помогает слушающему открыть сердце для принятия благодати Духа Святаго.
3) Проповедь должна вестись на родном языке, — этот принцип чудесным образом был явлен в Пятидесятницу, когда каждый слышал слова апостола Петра, звучащие на его родном языке.
4) Миссионерство — это, в конце концов, всегда экзорцизм, изгнание тьмы бездуховности из сердца человека. Свет веры оттесняет тьму, всегда борется с князем тьмы — диаволом и изгоняет его от души человека. Вспомним слова великого русского писателя Ф.М. Достоевского: «Бог с диаволом в мире борется, и поле битвы — сердца людей». Жизнь каждого апостола и миссионера дает нам многочисленные примеры такой духовной борьбы и победы Христовой.
5) Следующий основной принцип — «Тако да просветится свет Ваш перед человеки, яко да видят добрые дела ваши и прославят Отца вашего Иже есть на небесах». Пример личной благочестивой жизни — основа миссионерского служения и долг каждого христианина.
Уместно привести один пример. В 1910 году на миссионерском епархиальном съезде в Ташкенте встретились известный мулла и протестантский пастор. Пастор прочитал мулле Нагорную проповедь и спрашивает: «Хорошо?» — «Очень хорошо», — ответил мулла. — «А почему же вы не обращаетесь к Христу?» — «Мы не обращаемся к Христу потому, что вы не живете по Его заповедям», — ответил мулла.
6) Делу священноапостольства служат благотворительные и иные формы социального служения, а также труды в образовательной и культурной деятельности христиан.
Святитель Николай Японский выразил это такими словами: «Вначале завоевать любовь и уважение, а затем нести людям Слово Божие». Огромный опыт подобного служения накоплен католиками и протестантами. Апостол Павел о том же говорит: «Стать для всех всем, чтобы спасти хотя некоторых». Этот завет первоверховного апостола ярко сумел воплотить святитель Иннокентий Вениаминов. По зову Божиему он проезжает тысячи километров с семьей и поселяется в землянке на острове Уналашка вблизи Аляски среди алеутов. Он учит алеутов плотницкому делу, искусству каменщика, столяра, огородника, кузнеца, часовщика, затем составляет азбуку, переводит Священное Писание, богослужение на алеутский язык и учит по составленным им же книгам и детей, и взрослых. Ему приходится объезжать свою паству (около двадцати Алеутских островов) часто по океану, в одиночку, на байдарке, обтянутой кожей. Он защищает их от произвола чиновников и купцов, учит вести добычу морского зверя так, чтобы его поголовье не сократилось, лечит аборигенов и т.д. Неудивительно, что эти простые люди с детской доверчивостью и любовью ответили на подвиг его любви, и через десять лет не осталось ни одного человека, не принявшего православие.
7) Принцип, хорошо известный каждому миссионеру: с крещением духовный путь, путь просвещения только начинается. Именно так формировали его и святитель Иннокентий Вениаминов, и святитель Николай Японский, и архимандрит Макарий Глухарев и др. Крещением ставится онтологически новый камень в основание жизни человека. На этом основании предстоит строить храм Духа Святого.