Вопрос читателя(источник: foma.ru):
Батюшка, на литургии в своей проповеди священник сказал, что, если кто-то обидел вас, нужно сделать так: сначала сказать об этом самому обидчику наедине, потом сказать про это при свидетеля, а потом об этом говорить в храме. Значит, сначала нужно поговорить с обидчиком, затем, если человек не поймёт своего поступка, привлечь к дискуссии кого-то, а потом самому исповедоваться в гордости… Почему сразу не исповедовать свою обиду? Так ли я поняла слова батюшки? Спасибо за ответ.
Елена
Отвечает протоиерей Александр Овчаренко:
Здравствуйте, Елена! Трудно комментировать проповедь, которую не слышал. Но постараемся разобраться.
Слова из Евангелия, которое приводит священник на проповеди, звучит так:
«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф. 18, 15-17)
«Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, — прости ему» ( Лк. 17, 3-4)
Кстати, прекрасное евангельское уточнение: если согрешит против тебя (Мф. 18:15), потому что согрешить против Бога или человека — неодинаковые проступки.
Святые отцы и толкователи Священного Писания пишут об этом месте так: если же согрешит против тебя брат твой, то не жди, чтобы он пришел к тебе просить прощения; прощай ему без всякой с его стороны просьбы, прощай немедленно, не гневайся на него ни одной минуты. И не успокаивай своей совести тем, что ты чистосердечно простил обидевшему тебя брату, думай не столько о себе, сколько о согрешившем против тебя; иди же к нему, дружески объясни ему значение его поступка, пробуди в нем голос совести, доведи его до раскаяния и полного примирения с тобой, и если ты достигнешь цели, то приобрел ты брата твоего, который был для тебя потерян. Книжники учили, что прощать можно только три раза; но Христос требовал от Своих последователей большей праведности. Поэтому Петр, желая превзойти праведность книжников, но не вполне еще усвоив дух учения Христа, спрашивает: не достаточно ли будет прощать до семи раз? Христос учил, что надо прощать всегда, неограниченное число раз; сколько бы раз брат твой ни обижал тебя, ты каждый раз должен прощать его, ибо, если ты не простишь брату в двадцатый или сотый раз, или вообще когда-либо, то несомненно нарушишь заповеди о любви и прощении. Вот почему на вопрос Петра Иисус ответил: До седмижды семидесяти раз (Мф. 18:22), то есть до 490 раз. Не устанавливая никаких пределов или границ прощению, Иисус употребил такое выражение потому, что едва ли возможны случаи такого множества обид со стороны одного человека по отношению к одному и тому же ближнему его, поэтому слова до седмижды семидесяти раз надо понимать в смысле бесконечного числа раз. (Святитель Амвросий Медиоланский, Гладков Б. И.)
Конечно, больше пользы будет от дружеского обличения, чем от бурного публичного обвинения. Первое пробуждает совесть, второе вызывает раздражение. Пусть лучше этот разговор произойдет между вами, не разглашая того, чего может опасаться обличаемый. Конечно, лучше, чтобы «обидчик» (беру это в кавычки) считал вас своим другом, а не врагом — так легче смириться, выслушав совет, чем претензии.
Получается, что лучше не доводить ссору и разбор ее до обличения всенародного, церковного.
Если мы говорим с любовью, искренне, наш обидчик должен понять нашу боль и свою ошибку — тогда наступает мир. Но если у нас есть собственная гордыня, возбужденная обидой, которая мешает нам искренне простить, а разговор мы затеваем только для того, чтобы сильнее обличить своего ближнего, то конечно, ссора не уврачуется. Да, нам бывает больно, и даже очень больно. Но другого пути нет, кроме как примириться сразу и от всего сердца. Навранное, священник на проповеди именно это и подразумевал — если ты не можешь примириться наедине или при одном свидетеле, значит, это признак нашей гордыни, которая мешает этому. Поэтому необходимо публичное ваше признание в этом, для того чтобы смирилось и размягчилось сердце ваше и вашего обидчика. И исповедь, конечно, именно этот момент примирения не заменит. На исповеди Вы каетесь в Вашем личном грехе, а в примирении восстанавливаете отношения с тем, с кем они разладились.
С Богом!