Газета «Новая жизнь»: «Роспись новосёловской церкви»

Православный храм в честь Святых благоверных князей Бориса и Глеба в посёлке Новосёлово со дня освящения не имел росписи на внутренних стенах. Художник Борис Булгаков пять лет назад сделал проект росписи, который был утверждён Калининградской епархией. Источник: газета «Новая жизнь»


По разным причинам проект не реализовывался. Летом этого года ситуация кардинально изменилась: начались работы по росписи храма.

Росписью занимаются три художника: Николай Джуган (г. Калининград), член Союза художников России, член Международной ассоциации изобразительных искусств ЮНЕСКО; Алексей Пугач (г. Калининград) и Владимир Урцев (пос. Новосёлово). Но в самой церкви, если сейчас войти внутрь, нет никаких признаков художественных работ: отсутствуют леса, необходимые для настенной росписи. Вся подготовительная работа идёт в художественной мастерской Николая Джугана: там расписываются специальные листы из поливинилхлорида, и потом они будут приклеиваться на стены. Такая технология имеет профессиональное название: «накладная храмовая роспись». Она нередко используется художниками и применяется в зависимости от условий, диктуемых ситуацией. Церковь святых Бориса и Глеба продиктовала именно такие условия. Главная из причин: периодическое увлажнение стен из-за не систематического отапливания храма в зимнее время – два-три раза в неделю, перед службами. Такой неблагоприятный микроклимат со временем разрушил бы иконописи, произведённые непосредственно на стенах.

Также технология накладной росписи даёт ускорение сроков исполнения работ в два-три раза. Написанные в мастерской листы привозятся в церковь и наклеиваются на заранее подготовленные стены. Подготовка состоит в грунтовке стен и установке деревянных прокладок, чтобы между иконописными листами и стеной было небольшое пространство. Приклеивание листов производится таким образом, что отсутствуют стыки между ними. Вся панорама выглядит как сплошная роспись, произведённая непосредственно на стене. В этом можно убедиться на иконах в алтаре, написанных Борисом Булгаковым. Там тоже использована технология накладной росписи.
Общая площадь стен, которая должна быть покрыта иконописью, составляет 160 квадратных метров. К настоящему времени подготовлены листы на 50 кв.м. Это росписи на библейские сюжеты, канонически именуемые «Голгофа». В тот день, когда я посетил мастерскую Николая Ивановича, художники наносили последние штрихи в этом цикле, и уже на следующий день они приступили к новому циклу, связанному с житиями храмовых святых: князей Бориса и Глеба. Эти листы тоже займут площадь в 50 кв.м. Когда художники должны завершить роспись всего храма?

— Точной даты не существует, — говорит Николай Джуган. — Есть стратегическая задача: завершить роспись к концу этого года. И мы прикладываем к этому все усилия. Хотелось бы завершить в ноябре. Работа нас вдохновляет. Хочу подчеркнуть, что это такой характер живописи, когда от работы никогда не устаёшь. Напротив, с каждым часом получаешь некий заряд к творчеству.

✏ Юрий ПОЧТАМЦЕВ
Фото 1: Художники, расписывающие храм Святых благоверных князей Бориса и Глеба в пос. Новосёлово. Слева направо: Алексей Пугач, Владимир Урцев, Николай Джуган.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *