Искушение в пустыне. Размышления на Евангельские темы

Евангелия рассказывают нам о том, как после крещения во Иордане «Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола». Слово «искушать» в русском языке используется в смысле «соблазнить на злой поступок, прельстить, совратить ко греху», но в греческом – оно имеет другое значение — «испытать». Книга Бытия рассказывает об истории Авраама: «И было после того, Бог искушал Авраама» — в данном контексте «искушал» нужно понимать, как «Бог испытывал Авраама», т.е. настало время высшего испытания верности этого ветхозаветного праведника. Древняя иудейская пословица гласит: «Бог не возвеличит никого, прежде чем не испытает и не изучит его: и того, кто выдержит искушение, Он возвеличит».

«Возведён в пустыню». Перед нами рисуется апокалиптическая картина, где используется особый язык богословия в метафорах. В Ветхом Завете пустыня обозначается словом «иешиммон», дословно «опустошение» — название не столько географическое, сколько богословское, мистическое.

«И проведя в посте сорок дней и сорок ночей…». Число 40 также имеет символический смысл, оно означает время испытаний, время достижения земли обетованной. Нельзя смотреть на период искушений Христа, как на нечто внешнее, материальное: эта борьба шла в Его сердце, в уме, в душе. Нет такой горы, с которой были бы видны все царства мира: это видение было внутренним. Сила диавола в том и заключается, что он нападает изнутри и взламывает человеческое сопротивление. Он находит союзников, и даже свое оружие в наших скрытых мыслях, желаниях, привычках. А христианский опыт говорит о том, что искушение чаще всего приходит через наши дарования и способности, т.е. диавол подстерегает человека там, где он считает себя наиболее сильным.

Каков богословский смысл рассказов о трех искушениях? Сатана предлагает Христу совершить чудеса, подтверждающие Его мессианство — Мессия должен сотворить чудеса, которые докажут, что с ним Сила Божия. Три искушения – это три образа мессианства, ожидаемых иудеями первого века – материальные блага, чудеса и земное царство.

«И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами».

Первое искушение – быть царем через экономическое благополучие – превратить камни в хлеб и накормить народ. Диавол как бы говорит: «с хлебом Тебе дается бесспорное знамя: дай хлеб, и человек приклонится, ибо нет ничего бесспорнее хлеба». Конечно, в мире всегда есть тысячи голодных, которые будут приветствовать появление хлеба из любого источника. И Ветхий Завет описывает царство Божие, как время и место материального процветания: голодный насытится, нужды удовлетворятся – все это понималось буквально и материально. Т.е. самый верный способ заставить людей следовать за царем – дать им хлеб и материальные блага. Слава, популярность экономиста всегда была и будет великой, но эта слава того, кто готов просто купить свободу людей за хлеб.

Иисус отвечает диаволу теми словами, которыми Бог учил Свой народ в пустыне: «Не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа». И вместо спокойного, рабского сытого состояния, Христос предлагает дерзновенный путь поиска правды и Истины. Иисус не отказывался признавать экономические нужды людей. Когда было необходимо, он кормил голодных, насыщал тысячи чудесным образом, но не в этом был смысл Его служения, не это было делом Его жизни.

«Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею».

Второе искушение – броситься с крыши храма вниз и не разбиться. Храм стоял на вершине горы Сион, на крыле храма была площадка, где каждое утро появлялся священник и трубил, возвещая о молитве и наступлении нового дня, его можно было видеть и слышать практически из любой точки города. Так почему бы Иисусу не встать там и не прыгнуть прямо в храмовый двор, вызвав в людях изумление? Разве не было заповедано, что ангелы понесут Божьего человека на руках своих, чтобы не причинил Он себе никакого вреда? Именно этим путем шли постоянно появлявшиеся лжепророки. Один обещал, что по его слову расступятся воды в Иордане, другой обещал пролететь по воздуху. Чудесное всегда было очень привлекательно и убедительно для людей. На предложение сатаны Иисус отвечает словами Священного Писания: «не искушай Господа Бога своего».

Господь отказывается совершать бессмысленное чудо. Тем самым, Он отказывает иудейству в его понимании служения Христа, как непрерывного чудотворения напоказ. Он совершал чудеса, когда была человеческая скорбь и трагедия. Но это не было показным, и, совершив чудо, Иисус всегда уходил, требуя от свидетелей молчания.

«Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне».

Третье искушение – третий образ иудейского мессианства. Это самое опасное искушение – культ государства и избранного народа, искушение властью. Нужно изгнать римлян со сцены мировой истории и Самому сесть на императорский престол, создать всемирную державу Народа Божиего, некое идеальное теократическое государство. Это искушение наиболее характерно для человеческих упований – идеальный царь-правитель, идеальное справедливое государство, уверенность в завтрашнем дне, трепещущие соседи…

Человек может огромными усилиями духа преодолеть первое и второе искушения, но третье ему практически не по плечу. Ф.М. Достоевский прекрасно показал это в Легенде о великом инквизиторе. Несомненно, искушение властью очень убедительно, и люди часто уступают ему, оправдывая себя тем, что смогут использовать власть для благих целей, например, для борьбы со злом. Но, как известно, убивший дракона сам становится драконом.

Итак, Иисус отказывается от политического мессианства, потому что это мессианство предполагает не преображение мира и человека, а всего лишь смену одной человеческой власти другой. И поскольку третье искушение наиболее радикально, наиболее характерно для мечтаний о всемирном господстве, оно отвергается в наиболее решительной форме – «прочь, сатана». Иисус не собирается вводить в мире новое правление взамен римского, Его Царство должно проникнуть внутрь или даже возникнуть из внутреннего преображения людей.

Такой тип мессианства был непонятен иудеям, более того, он был непонятен даже Его двенадцати ученикам, которые постоянно задавали вопрос: «не в сие ли время Господи, Ты восстанавливаешь царство Израиля?»

Тема искушений была и будет актуальной, пока существует человечество. Каждый должен понимать, что эти три вопроса задаются диаволом человеку постоянно и на каждом этапе своего жизненного пути каждый из нас отвечает на эти вопросы по-своему.

Протоиерей Георгий Урбанович.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *