В Иркутской семинарии он выделялся исключительными способностями и блестяще ее окончил. Ему все удавалось: богословское учение, пение, языки; он очень любил механическую работу, ремесла, изготовление часов. Живой, веселый, крепкий, он стал диаконом в Иркутске, потом священником в Благовещенском храме в Иркутске. Его выделили ректор семинарии и епископ Иркутский.
По благословению владыки он поехал всей семьей сначала по Лене, потом верхом до Охотска. Сели на корабль и приплыли на о. Уналашку, один из Алеутских островов, 29 июня 1824 года. О. Иоанн тут же приступил к обучению местных алеутов ремеслам — плотницкому, столярному, кузнечному, каменному и т.д. В 1826 году их руками была построена и освящена церковь — храм Вознесения Господня. После этого он приступил к постройке дома — до того они жили в землянке. В течение первого года он практически всех окрестил, начал приобщать к церковной жизни, устроил школу, изучил алеутский язык и начал проповедовать на алеутском языке. Тогда же он работал над составлением азбуки алеутского языка. С новой азбукой он начал первые переводы на алеутский язык отрывков Евангелия, Катехизиса и учил детей. Появилась первая церковная приходская миссионерская школа. Русских на острове было небольшое количество. У о. Иоанна своих пять детишек. Алеуты его очень полюбили. Дети тянулись к нему, и он сумел их не только учить, но и воспитывать.
Впоследствии он писал об образовании как о самом трудном деле, самом высоком искусстве. «Воспитание детей есть самая труднейшая задача для науки, и потому справедливо говорится, что мы не умеем воспитывать своих детей. И точно так. Например, несмотря на то, что многие писали и пишут о сем предмете, и некоторые даже весьма основательно и со знанием дела, но при всем том мы еще не имеем полной системы или науки, как воспитывать детей, не уничтожая и не извращая никакого характера, данного природой человеку. В то же время всякого из них направлять так, чтобы он при всем развитии своем не был препятствием к достижению главной цели существования нашего на земле, указанного нам Спасителем нашим; впрочем это, кажется, и выше сил человеческих» — это начало одного из его сочинений о воспитании и преподавании. Отец Иоанн писал для своей детской паствы на все темы: о посте, о Евангелие, о семье. Дети у него всегда были заняты, всегда ему помогали во всех его делах.
После острова Уналашки он поехал на соседние острова. В течение 10 лет он объехал 20 Алеутских островов, где крестил, венчал, причащал. На одном из островов его встретили необычно. Он написал в докладе Священному Синоду следующее: «В апреле 34-го года, в Великий пост, отправился я первый раз на остров Акун к алеутам. Подъезжая к острову, я увидел, что они все стояли на берегу наряженные, как в торжественный праздник. Когда я вышел на берег, то они все радостно бросились ко мне. Я спросил их, почему они такие наряженные. Они отвечали: «Потому что мы знали, что ты выехал и сегодня должен быть у нас, вот мы в радости вышли на берег, чтобы встретить тебя». — «Кто же вам сказал, что я буду у вас сегодня и почему вы меня знаете, что я именно отец Иоанн? » — «Наш шаман, старик Иван Смиренников сказал нам об этом и описал нам твою наружность так, как теперь видим тебя». — Это обстоятельство меня чрезвычайно удивило. Оказалось, что в течение тридцати лет ангелы ежедневно являлись алеуту Смиренникову и поучали его, и через него других. Дабы удостовериться, точно ли ангелы являются ему, я спросил, могу ли я видеть их и говорить с ними. Он отвечал, что не знает и спросит у них. И действительно, через час приходит и говорит, что они ему сказали: «И что он еще хочет знать о нас, ужели он почитает нас дьяволами? Хорошо пусть видит и говорит с нами, если хочет». И еще сказали нечто в одобрение мое, и я, дабы не сочтено за тщеславие со стороны моей, помолчу об этом. Тогда что-то необыкновенное произошло со мной, какой-то страх напал на меня и полное смирение. Что если в самом деле я увижу их, этих ангелов, и они подтвердят сказанное сердцем! И как увижу этих ангелов, и как же я пойду к ним, ведь я же человек грешный, не достойный беседовать с ними, обладаю гордостью и самонадеянностью. И, наконец, свиданием моим с ангелами может быть превознесся бы своею верою или размечтал бы многое о себе. Я, как недостойный, решился не ходить к ним. Я сказал братьям алеутам, чтобы они не называли больше Смиренникова шаманом». Донесение свое он сначала написал епископу Михаилу в Иркутск, а потом в Священный Синод.
На байдарке (каркас из дерева, обтянутый шкурой) отец Иоанн переплывал с острова на остров и проповедовал, крестил, причащал, исповедовал, отпевал в течение 10 лет. Он и сам многому учился у алеутов. За это время отец Иоанн перевел катехизис, Евангелие от Матфея, букварь с молитвами для алеутов, составил грамматику и словарь алеутского языка, сделал некоторые другие переводы. Кроме Алеутских островов, к его приходу относились острова Лисьи, острова Прибылова, остров св. Михаила. В 1834 году отца Иоанна перевели на остров Ситху ближе к правлению Российско-Американской Компании.
В 1836 году началась эпидемия оспы. В то время русские практиковали прививки от оспы, и даже зараженные перенесли ее в легкой форме. У индейцев же начался настоящий мор. Тогда они обратились за помощью к русским. Они восприняли как чудо, что русских не берет эта болезнь. Отец Иоанн вместе с врачам ходили к больным, прививали оспу, и эпидемия остановилась. Только после этого колоши открыли свои дома и допустили в семьи отца Иоанна. Началась полноценная проповедь Евангелия и крещение колошей.
Окончание следует
Денис Михалев
Источник: газета «СПАС», №9 (126) сентябрь 2014 г.