Православное миссионерское общество
Митрополит Иннокентий приехал в Москву, которая его торжественно встретила. Он тут же принялся за одно из главных дел жизни — создание Православного миссионерского общества.
Уже находясь в Москве и занимаясь вопросом создания Миссионерского общества, митрополит Иннокентий писал о народе Аляски: «Последнее время (т.е. когда появились переводы на их язык) умеющих читать было больше, чем 1/6 часть, и есть селения, где из мужчин более половины грамотных, а на о. Св. Павла почти все до одного умеют читать. Грамотность между алеутами распространяется через училища, существующие у них с 25 года, а более всего путем самостоятельного изучения. Они любят пост, иногда неделями ничего не вкушают. В храм стараются приходить пораньше, во время богослужения молятся сосредоточенно, на покаянии тщательно стараются освободиться от малейшего проявления грехов… Немногим из собратий наших, — пишет он архимандриту Петру, который направляется на его место, — достается такой счастливый жребий служения, как тебе, ибо немного ныне мест, где можно было бы найти столь послушных кротких, простых, внимательных к слову Божию, как в тех местах, куда едешь ты. По собственному опыту своему могу сказать без всякого преувеличения, что скорее утомится самый ревностный проповедник слова Божия, чем утомится ревность и внимание в их всех от мала до велика. Они слушают не напрасно, и не только из любопытства. Явным доказательством этого может служить то, что из верующих туземцев никогда не бывало ни одного нерадящего об исполнении долга очищения совести. И в течение нескольких десятков лет сряду не бывало между ними не только малейшего преступления гражданского, но едва ли кто слышал и о мелких ссорах между ними. Это я говорю о туземцах и особенно об островитянах, просвещенных светом Евангелия. Но и сидящие во тьме язычества обитатели глубокого Севера Америки охотно и внимательно слушают Евангельскую проповедь».
Св. Иннокентий очень много сделал для перевода Священного Писания на местные языки: камчатские (тунгусский, карякский) и якутский. Он занимался этим совместно со священниками. Когда в Якутск была перенесена епископская кафедра, он жил в Якутске и вместе с будущим епископом Якутским Дионисием организовал переводы на якутский язык так, что в 1857 году были переведены все книги Нового Завета, кроме Апокалипсиса, из Ветхого Завета Бытие и Псалтирь, часть богослужебной литературы. К лету 1859 года были изданы все переводы и 19 июля 1859 года впервые совершалось богослужение на якутском языке. Якутов это событие настолько растрогало, что через своего старейшину они обратились к святителю с просьбой сделать этот день праздником.
По поводу открытия Православного миссионерского общества он писал: «Господу угодно, чтобы здесь, в центре России, в летах преклонных я не оставался чуждым миссионерской деятельности, которой в отдаленных уголках отечества была посвящена вся жизнь моя с ранней молодости».
Скончался святитель на Страстной Седмице 1879 года, в Великую Пятницу.
Американская миссия. Святитель Тихон (Белавин)
Поскольку в 1867 году Аляска была продана Америке, миссия оказалась в тяжелом состоянии без поддержки России. Только в 1870 году, когда по настоянию митрополита Иннокентия (уже Московского) была перенесена епископская кафедра в Калифорнию, жизнь Американской миссии несколько устроилась. В Калифорнии был епископ Иоанн (1870—1876), затем епископ Нестор (1879—1882), затем архиепископ Владимир (1888—1891) и епископ Николай (1891—1898). При епископе Николае начался интенсивный рост Церкви; при нем строились храмы, простые и миссионерские школы, осваивалась Канада, Центральная и Северная Америка (Чикаго, Нью-Йорк).
Его преемником был Тихон Белавин, будущий Патриарх Всея Руси, который был епископом Американским с 1898 по 1907 год. В архивах сохранилось много материалов об этом периоде, например, ежегодные отчеты епархии в Синод (с 1870 года это уже не миссия, а епархия), написанные собственноручно епископом Тихоном. Он писал о том, какие возникли приходы и братства, в каком состоянии находится приходская жизнь. При нем был создан первый монастырь. Он же поставил часовню на могиле монаха Германа, видя народное его почитание, которое со временем росло. Так, постепенно начиналась история Американской Православной Церкви, родившейся по воле Божией трудами русских миссионеров.
Денис Михалев
Источник: газета «СПАС», №10 (127) октябрь 2014 г.