Наступил Великий пост. Уже прошла первая седмица Великого поста, близится к концу и вторая. Многие верующие ежегодно постятся в этот период, но для большинства словосочетание «держать пост» означает строгое исполнение предписаний Церковного устава о посте. То есть устав воспринимается как объективная истина, поэтому любое отступление от его предписаний становится нарушением поста и грехом. Таким образом, можно сделать следующий вывод: для православных христиан не совсем понятна логика ограничения в пище во время поста, и потому необходимо разъяснение – как правильно поститься?
Важно отметить, что речь идёт не об отступлении от действующего Церковного устава – «Типикона, то есть изображения церковнаго последования во Иерусалиме святыя лавры, преподобнаго и богоноснаго отца нашего Саввы» или просто Иерусалимского устава. Эта статья – попытка показать внутреннюю логику гастрономического поста через освещение различных практик соблюдения поста, некогда существовавших и продолжающих существовать в Восточной Церкви.
Чтобы разобраться с принципами гастрономических ограничений во время поста, обратимся к святителю Василию Великому – святому, который очень сильно повлиял на формирование и развитие монашества. Василий Великий говорит, что цель поста – не нежить плоть, но и не изнурять до болезненного состояния. Количество поста должно соответствовать потребностям каждого и зависеть от возраста, состояния, степени труда и других условий; но определение количества и качества поста должно принадлежать настоятелю.
Еще один известный святой – Иоанн Кассиан Римлянин, основатель монашества в Галии, находится в согласии с Василием Великим. Иоанн Кассиан, передавая практику египетских монахов, говорит, что нельзя установить для всех одинакового поста, но качество и количество поста должны соответствовать возрасту и физическим силам каждого.
Логика поста, выведенная святыми, подтверждается в многочисленном количестве уставов, содержащих различные предписания для Великого поста. Обратимся к некоторым из них. Кстати еще Никон Черногорец, христианский писатель XI века, сравнивавший существовавшие в его время уставы: иерусалимские, палестинские, студийские, афонские, заметил, что показания разных уставов насчет поста не согласны между собой.
Думаю, многие знают, как согласно действующему в Русской Православной Церкви уставу держать Великий пост, но, на всякий случай, напомню. В 32 главе Типикона (Церковного устава), озаглавленной «О велицей четыредесятнице, яже должен всякий христианин хранити» мы читаем: в понедельник и вторник 1-й седмицы Великого поста принимать пищу не полагается; в среду после литургии Преждеосвященных Даров полагается одна трапеза, где полагается теплый хлеб, теплые (вареные) овощи, укроп (горячая вода) с медом; тем кто не может поститься в первые два дня – едят хлеб и квас после вечерней службы, также делают и старики; в остальные дни постимся до вечера и едим сухоядение; в субботы и воскресенья – разрешение на растительное масло и вино.
Видно, что гастрономические ограничения первой седмицы Великого поста достаточно строгие. Это неудивительно, ведь родиной Иерусалимского устава были наиболее строгие монашеские обители Востока, члены которых, ведя одиночный, строгий образ жизни, предавались самым суровым подвигам аскетизма. Поэтому трудно себе представить человека, работающего 8 часов в день, но при этом постящегося согласно Типикону Саввы Освященного. Становится интересно, является ли первая седмица Великого поста такой же строгой в других Церковных уставах (Типиконах)?
Обратимся к одному из самых старых дошедших до нас уставов – к ϒποτύπωσις’у – уставу Студийского константинопольского монастыря IX века, приписываемому преподобному Феодору Студиту. Студийские правила о столе для монахов составляют самую раннюю систематическую запись с распределением пищи на круглый год применительно к постам и праздникам. Здесь мы читаем: «в Великий пост едим однажды днем, кроме субботы и воскресенья; в первую неделю едим однообразно, именно – вареные бобы, соленые плоды без масла, сушеные фиги по 5 штук и если случатся – каштаны и вареные груши и сливы; во весь пост пьем «евкратон» (аналог кваса, напиток из перца и тмина и теплого аниса)».
Предписания о посте устава Студийского монастыря более мягкие, нежели предписания Устава Лавры Саввы Освященного. Это объясняется различиями быта монашеской жизни в Палестине и в Константинополе. В Палестине, как известно, устройство монашеской жизни было келиотским (от слова келья – «отдельное жилище»), более аскетичным нежели, чем в Константинополе, где устройство монашеской жизни было киновиальным (от слова киновия – «общежитие»). Келиотское устройство предполагало, что монах все свое время проводит в телесном и духовном подвиге в одиночестве в отдаленном от людей месте. Киновиальное устройство время для монахов распределяет несколько иначе – правильное сочетание физического труда и молитвы, при этом монах живет, трудится и молится в стенах общежительного монастыря.
Перейдем еще к одному уставу, который «господствовал» в Русской Церкви от XI века вплоть до XV века. Этот устав – производная от Студийского ϒποτύπωσις’а и называется Славянский Алексиев устав, греческий его аналог называется Типикон патриарха Алексия Студита. Устав был переведен для Киево-Печерской Лавры по заказу преподобного Феодосия Киево-Печерского. Очень важно знать, как постились первые и последующие поколения монахов Киево-Печерской Лавры, которая представляла собой киновию (общежитие), так как Киево-Печерская Лавра оказывала сильное влияние не только на русские монастыри, но и на приходскую практику в целом. Обратимся к предписаниям Алексиева устава о посте.
В первую неделю всегда после вечерни и литургии на трапезе предлагается хлеб «по единой четверти» и жареные бобы, капуста соленая без масла, груши, пять смокв, вина в эту неделю не положено, вместо него некая бобовая похлебка с укропом и перцем, если есть сливы, то дают варенье из них. Для немощных и одряхлевших – одна «урочная чаша» вина. В пятницу 1-й недели, в навечерие праздника святого Феодора Тирона, вливают масло в соленую капусту, бывает и кутья с ядрами плодов, изюмом и орехами, после литургии (в пятницу вечера) монахи берут по одной «урочной чаше» вина. В праздник святого Феодора делают варево с овощами (незрелыми?), мучным кушанием, с луком и зеленью, делают и чечевицу с растительным маслом.
Из приведенных рубрик о посте можно сделать заключение, что они являются производными от таких же указаний в ϒποτύπωσις’е Студийского монастыря, но адаптированными к местным условиям.
Нельзя обойти стороной монастырские правила Великого поста горы Афон, так как для многих христиан афонское монашество является идеалом религиозной жизни. Посмотрим, что говорит Святогорский устав церковного последования о Великом посте. Во все дни святой Четыредесятницы, кроме субботних и воскресных дней, полагается одна общая трапеза – сразу после вечерни. В эти дни во весь год на трапезе предлагается постная вареная пища без масла. В понедельник, вторник, среду первой седмицы Великого поста братия святогорских общежитий (кроме филофеитских) хранят совершенное воздержание в пище и питии (первая трапеза – после литургии Преждеосвященных Даров в среду). Вино, масло, тарамас (мелкая неочищенная рыбья икра), осьминоги и тому подобное Великим постом предлагается на трапезе только в субботу и воскресенье и на праздники. Пшеничный хлеб, вода, лук, чеснок, соль и уксус стоят на столах во все дни… в монастырях, имеющих сады, почти всегда на трапезе есть фрукты.
В прочие дни поста есть указание на разрешение употреблять в пищу яблоки, картофельное пюре с маслом, вареный шпинат, лимон, коливо, маслины, рис с подливой из мидий с грибами, иногда каракатиц, фасоль, вино и т. д.
Таким образом, на основании приведенных рубрик о Великом посте из четырех Церковных уставов, мы видим, что правила ограничения в пище от случая к случаю изменяются и вполне соответствуют логике поста, указанной Василием Великим и Иоанном Кассианом Римлянином. Несмотря на то, что святые такие правила определили для монахов, они вполне уместны и для христиан, живущих в миру.
Что касается категоричного соблюдения правил поста – то это часто приводит к тому, что человек вместо борьбы с чревоугодием всячески ему потакает, так как целью подобного поста становится не борьба с неумеренностью в пище, а соблюдение предписаний. Поэтому адекватное представление о логике гастрономического поста является ключом не только к его правильному совершению, но и к борьбе со страстями.
Священник Давид Рожин