Давайте поговорим о том, как устроен храм внутри. Что такое катапетасма, амвон и что находится внутри алтаря?
Вот мы перешагнули порог храма, и теперь давайте разберемся, как называются части храма.
Сразу у входа, у двери, находится притвор (притвор по-славянски и значит «дверь»). Здесь обычно располагается свечной ящик, где мы можем взять свечи, написать записки о здравии и упокоении, заказать молебен или панихиду. В некоторых храмах притвор отгорожен от средней части храма.
Притвор |
Пройдя дальше, мы окажемся в средней части храма, ее еще называют «корабль». Эта часть означает землю, все земное пространство. Здесь мы стоим на богослужении, молимся перед иконами, здесь же в специально отведенном месте проводится исповедь.
В средней части храма, по центру на аналое (столик со скошенной крышкой) находится икона дня, это может быть образ святого, день памяти которого отмечается в этот день, или икона праздника. Зайдя в храм, прихожане обычно первым делом идут приложиться к этой иконе, поставить около нее свечку.
Икона дня |
Свечи о здравии ставятся на подсвечники возле икон, а о упокоении усопших — на канун — четырехугольный подсвечник с изображением Распятия.
Канун |
Между средней частью храма и его главной частью — алтарем — находится иконостас. Иконы на нем как бы связывают наш мир с миром небесным.
Иконостас, в переводе с греческого, означает «подставка для икон». В древности иконостасов не было, алтарь от пространства храма не отделялся, лишь иногда там устанавливали низкую решетку, чтобы воспрепятствовать толпе. Впоследствии, на решетке стали закреплять особо чтимые иконы, обращенные ликами к молящимся. Это свидетельствовало о том, что в нашей молитве участвуют и святые. Впоследствии количество икон в иконостасе стало умножаться. На Руси появляются иконостасы в 5 и более рядов икон вверх. Традиционный русский иконостас имеет 4 или 5 рядов.
Первый ряд – иконы, называемые «местные», это главные иконы иконостаса: образы Спасителя и Божией Матери, они всегда располагаются по бокам от центрального входа в алтарь (царских врат). Здесь же располагается икона, изображающая святого (или событие), в честь которого освящен храм, а также иконы особо почитаемых святых.
Второй ряд иконостаса: Деисусный чин, то есть святые, предстоящие Христу в благоговейной молитве.
Третий ряд: (обычно) праздничный, это самые главные праздники Православной Церкви.
Четвертый ряд: библейские пророки со свитками, в которых написаны их пророчества.
Пятый ряд: ветхозаветные праотцы, среди которых, Адам и Ева, Ной, Авраам, Моисей и другие.
Завершается иконостас обычно иконой Распятия или Крестом Спасителя.
Иконостас |
Традиционный русский иконостас поражает мощью и духовным содержанием. Он говорит о том, что мы в своих путях духовной жизни не одиноки. У нас сонм помощников, которые молятся вместе с нами, помогают нам достичь спасения.
Но храм может иметь иконостас и с меньшим количеством рядов. Собственно, обязательными являются лишь иконы Спасителя и Божией Матери (из первого ряда), а остальные иконы устанавливаются по возможности.
Иконостас располагается на некотором возвышении, на солее, центр которой перед Царскими вратами образует полукруглый выступ, который называется амвон. Это место знаменует собой гору, с которой проповедовал Сам Господь Иисус Христос. И сегодня с амвона священнослужители обращаются к народу с проповедью, здесь произносят ектении и читают Евангелие. На амвоне же преподается верующим и Святое Причастие.
Амвон |
Справа и слева по краям солеи, устраиваются клиросы, где поют певчие. Также петь могут и на хорах сверху. Клиросы и поющие на них знаменуют собой хоры ангелов, воспевающие славу Божию.
Клирос |
Теперь надо сказать о главной части храма — об алтаре. Слово «алтарь» переводится с латинского как «высокий жертвенник». Алтарь расположен в восточной стороне храма, поскольку Спаситель в Священном Писании называется Солнцем правды (Мал. IV, 2) и Востоком (Зах. III, 8), в церковных песнопениях Его называют «Восток востоков» (светилен праздника Рождества Христова).
В летописных описаниях говорится, что при строительстве храма сначала намечалось место алтаря, и проводилась продольная ось храма, ориентированная на первый луч восходящего солнца. Таким образом, алтарь должен быть ориентирован на восход солнца, чтобы люди, стоя напротив иконостаса, были обращены лицом к востоку. Так строят храмы и сегодня.
Главный вход в алтарь по центру называется Царскими вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в чаше со Святыми Дарами. Слева и справа от Царских врат есть так называемые диаконские врата (иначе — северная и южная дверь иконостаса), через них чаще всего проходят диаконы.
В особые моменты богослужения через Царские врата входят и выходят священнослужители. В остальных случаях вход и выход в алтарь происходит только через диаконские врата. Вне богослужения и без полного облачения входить и выходить через Царские врата имеет право только архиерей (епископ и выше).
Царские врата |
Внутри алтаря за Царскими вратами находится специальная завеса (по-гречески катапетасма), открываемая в установленные моменты богослужения. Она символизирует отваленный Ангелом от Гроба Господня Камень, тем самым приобщая всех стоящих в храме людей к тому, что происходит в алтаре.
За Царскими Вратами в алтаре, на столе, который называется престол, происходит таинство Евхаристии.
Престол в алтарной части храма |
Здесь же, налево от престола, стоит жертвенник — небольшой стол, на котором приготавливаются Дары для таинства Причащения.
За престолом в восточной части алтаря располагается Горнее место («горний» по-славянски значит «возвышенный»). На Горнем месте обычно находится кресло для архиерея.
Вот так устроен храм внутри. Следует еще сказать о том, что роспись и убранство храмов могут быть различными. Обычно в росписях присутствуют сюжеты Ветхого и Нового заветов.
Росписи на стенах |
Свод под куполом храма символизирует небесный свод. |
В завершении хочется сказать, что храм — это святыня, и вести себя в храме нужно благочестиво и смиренно. Хорошо бы купить свечи и подать записки ещё до начала службы, чтобы не разговаривать и по возможности не ходить во время богослужения. Будем помнить, что мы находимся здесь как в Божьем Доме.