«…долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать»
Дочь Ростовского князя Димитрия Борисовича, правнучка святого благоверного князя Василия Ростовского, принявшего мученическую смерть за отказ изменить святой православной вере, Анна сразу после смерти отца вышла замуж за Тверского князя Михаила. Через два года дотла сгорел княжеский терем со всем имуществом, потом заболел муж, в младенчестве умерла дочь, а в 1318 году муж уехал в Орду и был там замучен. Там же, в Орде, потом страшной смертью погибли оба ее сына и внук.
В истории Церкви немало случаев, когда подвиг одного из супругов, принявших мученический венец, освящает обоих, поскольку для другого бескровным мученичеством становится сама жизнь. Так и у княгини Анны. Она еще после гибели мужа приняла постриг, а потом, переселившись в Кашинский Успенский монастырь, постриглась в схиму с именем Анна. 2 октября 1368 года она мирно отошла ко Господу. И Церковь прославила ее за душевную стойкость: «В женском естестве мужескую крепость имела еси».
12 июня (25 июня по новому стилю) 1650 года в перенесении мощей святой из деревянного Успенского собора в каменный Воскресенский участвовали царь Алексей Михайлович с царицей Марией Ильиничной и всей царской семьей.
«Разжалованная» святая
И все бы хорошо, но в XVII веке, когда Русская Церковь была потрясена расколом, святая Анна оказалась в эпицентре внимания, как молчаливый апологет ревнителей старины. Реформа не терпела компромиссов, любым несогласиям была объявлена война. А когда открыли мощи Кашинской княгини, пальцы правой руки святой, покоившиеся на груди, были сложены в двоеперстие (такой способ совершения крестного знамения получил распространение с VIII века). Но двоеперстие было объявлено на Руси еретическим, и святая Анна Кашинская неожиданно стала символом приверженцев «старой веры».
Кончилось тем, что патриарх Иоаким в 1677 году «аннулировал» ее канонизацию — единственный случай в истории Русской Православной Церкви. Формальным основанием стало обнаружение девяти несогласий в житии святой. В итоге патриаршая комиссия признала житие и сказание о чудесах княгини недостоверными, а гроб с ее мощами был запечатан, хотя и оставлен в Воскресенском соборе.
Святая «под спудом»
Но и «развенчанную» на 230 лет, народ продолжал чтить святую Анну, несмотря на «деканонизацию». Люди продолжали приходить к ее гробу перед вступлением в брак, постригом, началом занятий в школах… И особенно в болезнях и скорбях. Уже в 1728 году Кашинский бургомистр обратился к Тверскому владыке Феофилакту с просьбой совершить в День всех святых крестный ход от мощей благоверной княгини по всем храмам Кашина.
Первая попытка официальной второй канонизации Анны Кашинской, не увенчавшаяся успехом, была предпринята митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) в 1818 году. В краеведческом музее Кашина хранятся обращения жителей города к Правительствующему Синоду с просьбами восстановить почитание благоверной княгини Анны Кашинской в лике святых.
Оно было восстановлено в 1909 году — это приурочили ко дню перенесения честных мощей святой благоверной княгини Анны. Через год в честь нее в Петербурге был освящен храм. А в городе Грозном, в области Терского казачества, даже возникла женская община во имя святой Анны Кашинской
«Потерпи Господа в день скорби»
Но особенно близкой православному русскому сознанию она стала во время революций и войн XX века, когда общей женской судьбой стало провожать мужей и сыновей в ту опасную неизвестность, откуда часто не возвращаются, а самим бежать и скрываться от врагов.
Апостол Павел говорил: Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает (Рим 5:3). Претерпевший на земле и удостоенный награды от Бога имеет дерзновение быть молитвенным предстателем за тысячи страждущих душ. И сегодня святая благоверная княгиня Анна Кашинская остается верной спутницей и заступницей, подавая утешение всякому скорбящему христианскому сердцу.