Масленица — традиционный славянский праздник или последняя неделя перед Великим постом?

Всем нам хорошо известен народный славянский праздник, сопровождающийся народными гуляниями и увеселениями, а для некоторых мистическими обрядами и ритуалами – масленица. А еще многим из нас знакомо словосочетание «Сырная Седмица», последняя неделя перед Великим постом, которая в церковном календаре также называется масленицей. Выходит традиционный славянский праздник и последняя неделя перед постом – одно и то же? Попробуем разобраться!

Сразу оговоримся, что касается мистических обрядов и ритуалов, то в христианской Церкви, с первых мгновений ее существования, магия, колдовство, суеверия и прочая эзотерика были категорически отвержены. Поэтому все указанное не просто не имеет никакого отношения к христианству, но и категорически им порицается и осуждается.

Сегодня бытует ошибочное мнение, что масленица со сжиганием чучела и народными гуляниями это «народно-христианский праздник». На самом деле то, что время празднования масленицы привязано к Сырной Седмице, ничуть не придает характеру этого праздника христианского смысла, не говоря о его значении. Масленица – праздник языческий, где основной акцент делается на начало весны, соответственно, как и в любой другой языческой культуре, на плодородие. В данном случае речь идет не только о повышении урожая, но и рождаемости. Тем не менее, существуют различные предположения, согласно которым масленица и ее «обрядовая сторона» претерпели изменения под влиянием христианства, что дает многим повод относиться к этому празднику как к одобряемому христианской Церковью. А раз Церковь одобряет гуляния и увеселения, то перед постом можно досыта наесться блинами и вдоволь нагуляться и навеселиться. Возможно, христианские традиции и оказали какое-то влияние на внешнюю составляющую масленицы, что связано с неоднократными попытками церковных деятелей «приручить» языческий праздник, но нисколько эти традиции не повлияли на ее сущность. Теперь перейдем к рассмотрению значения Сырной Седмицы.

Сырная Седмица – последняя подготовительная неделя перед Великим постом. Отсюда значение Сырной Седмицы заключается в адекватной подготовке к Великому посту, что выражается в назначении ограничения в пище – на этой неделе нельзя употреблять в пищу мясо, и в усилении молитвы – на этой неделе, в среду и пятницу, совершаются особые постовые богослужения. Вместе с усилением телесного поста усиливается пост духовный – это аксиома христианской жизни. Духовный пост не предполагает веселья и расслабленности, и многим об этом, наверное, известно. Поэтому вполне уместен вопрос: как можно сочетать веселый и беззаботный характер масленицы и усиление поста и молитвы в Сырную Седмицу? Ответ на этот риторический вопрос дает строго понять, что в сущности многими любимый народный праздник не имеет ничего общего с Сырной Седмицей.

Совсем забыли упомянуть о том единственном, что хоть как-то вписывается в идейные рамки Сырной Седмицы – о блинах! На последней неделе перед Великим постом можно употреблять в пищу только молочные продукты, яйца и рыбу. Подобное ограничение не может не вызывать симпатию к блинам со стороны православных христиан, но все же злоупотреблять блинами не стоит.

Подведем итоги. Масленицу, как традиционный славянский праздник, и масленицу (Сырную Седмицу), как последнюю подготовительную неделю перед Великим постом, объединяет три вещи:

  1. название (кто у кого заимствовал – не имеет значения);
  2. привязка времени празднования масленицы к Сырной Седмице;
  3. положительное отношение к традиции печь блины.

Можем ли мы на основании указанных положений говорить о «народно-христианском» характере масленицы и можно ли христианину участвовать в этом празднике, думаем, Вы сможете дать себе ответ самостоятельно.

Священник Давид Рожин

Пресс-служба Калининградской епархии

Комментарии закрыты.