Есть такое явление, как генетический текст. Геном, генетическая информация — термины, которые у всех на слуху. У меня очень простой вопрос. Если мы говорим, что имеем дело с генетическим текстом, а это то, что определяет конкретный вид живого существа, то кто автор? Вы где-нибудь видели текст без автора? А геном — это текст.
Кто-то скажет: «Да это же метафора». Увидим генетика — спросим: это текст или это для красного словца текстом названо? Он скажет: «Да, это текст». Само существование генетического кода удивительно, это в свое время поразило исследователей. Они ожидали найти новые физические принципы. Не нашли. Никакой новой физики и химии там нет, законы все те же самые. Но почему-то эти законы организованы в коды, тексты, то есть смысловые последовательности. Знаковая система. Как мы будем относиться к знаковой системе?
Я предлагал этот вопрос генетикам и богословам. Меня поразила разность реакций. Генетики не задумываются о природе текста. Они не гуманитарии, не филологи. Мало ли откуда тексты берутся. Но в том, что это текст, они не сомневаются. Они знают грамматику этого текста. А у богословов другая реакция. Богослов знает, что тексты сами собой не пишутся. У текстов есть автор, потому что в них есть смысл. Но богослову очень сложно принять, что генетический текст является на самом деле текстом.
Нет необходимости доказывать, что азбука Морзе — это лингвистическая конструкция, хоть там только два знака. И геном — текст, только знаков не два, а четыре — четыре нуклеотида. И есть жесткая система кодирования. Она практически единая для всего живого мира. На этом языке написаны геномы всех организмов, от бактерии до человека. Правда, с небольшой разницей, есть «диалекты». Но язык единый. Почему-то эволюционисты любят использовать этот факт в свою пользу. Они говорят, что это доказывает теорию эволюции. Каким образом? Если все тексты на одном языке, по-моему, очевидно, что писал один Автор.
Но заглянем дальше: текст — это всего лишь способ передачи какой-то мысли, это сообщение. Поэтому когда эволюционисты говорят, что это все появилось само собой, я отвечаю: «Укажите способ генерирования новой информации. Как получается новая информация? Покажите этот алгоритм!». Если продолжить логику эволюционистов, произведение, например литературное или музыкальное, может возникнуть само собой.
Забегая вперед, могу сказать, что отчасти мы здесь получаем ответ на вопрос: что такое личность? Генератор смыслов. А откуда берется генерация смыслов, это что, свойство тела? Машина может создавать новые смыслы? Тело — это машина, биологу это очевидно. Машина — система детерминированная. Скажите мне, пожалуйста, как машина может создавать новую информацию? Есть ли такие алгоритмы? Их нет.
Душа способна генерировать смыслы. Откуда она их берет — из вечности? Каким образом? Неведомым, мы не знаем, как это происходит. Возможно, тело транслирует эти идеи в наш мир. В реальности этот механизм очень сложный: важна мотивация, конкретные жизненные обстоятельства. Но у новых смыслов есть автор. Есть та таинственная точка, откуда эти смыслы берутся, и эта точка на самом деле бесконечность. Поэтому если мне говорят, что у текстов нет автора, тогда пусть покажут алгоритм, как новый смысл возникает из ничего.
Есть такая точка зрения, согласно которой новая информация является результатом запоминания случайного выбора. Таким образом, в шуме моря есть все симфонии мира, написанные и еще не написанные, но попробуйте их извлечь оттуда! Чтобы извлечь «Девятую симфонию», нужен был Бетховен. А так — да, в шуме есть все. Но требуется личность, чтобы из хаоса извлечь что-то ценное.
У людей, которые занимаются теорией алгоритмов, есть интересная мысль: не существует алгоритма создания алгоритма. Но человек почему-то это делает — создает алгоритмы. Это называется творчеством. Возвращаемся к началу вопроса: за текстом стоит разум. Разума во вселенной только два: человеческий и Божественный. Когда человеческого разума еще не существовало, был только один Источник смыслов. Это Господь. Он сначала создал материю, а потом подчинил ее тем смыслам, которые Сам задумал. Так возникают крокодил, орел, лев, а потом и человек. По крайне мере, тело человека.
Вот такова примерно моя аргументация: тексты — это смыслы, а смыслы сами собой не образуются. У них один источник: разум, Божественный и человеческий.
Протоиерей Константин Константинов, кандидат биологических наук, ученый-физиолог, старший научный сотрудник Института экспериментальной медицины Российской академии медицинских наук
Источник: Журнал «Православие и современность» №25 (41). Полный текст статьи по следующей ссылке.