Мир — поэма Бога

Мир, который мы знаем, состоит в основном из пустоты. Что такое атом? Если ядро атома водорода, самого распространённого в космосе элемента, увеличить до размеров футбольного мяча, то электроны вокруг него будут вращаться на расстоянии порядка километра. Представляете? И если расстояние между электронами и ядрами в теле человека убрать, то человек превратится в мельчайшую пылинку.

Мир, который, как нам кажется, наполнен твёрдой материей, он на самом деле почти ничто. Эффект твёрдости в нём обусловлен электромагнитным взаимодействием, которые удерживают частицы на определённом расстоянии. А что такое электромагнитное взаимодействие? Его проявлением является поток фотонов, то есть свет. И когда апостол Павел говорит, что всё являемое есть свет (Еф. 5, 13), то это можно понимать и в буквальном смысле. То есть мир материальный на самом деле очень эфемерен, на грани реальности. Это первое.

Теперь второе. Если мы вспомним, что мир сотворён Словом Божьим, то возникает вопрос: какова реальность слова? Если мы сотворены по образу и подобию Божию, когда мы творим поэтическое произведение, то где эта реальность существует? Преподобный Максим Исповедник называет материальный мир «цельнотканым хитоном Логоса». Святитель Григорий Палама, в котором православное богословие достигает, наверное, своей вершины, называет этот мир «писанием самоипостасного Слова». В Символе веры мы исповедуем Бога «Творцом мироздания», а по-гречески там стоит буквально «поэтис».

Если мир – это поэма Бога, то где она существует? Вот когда человек творит поэму, где он её творит? В сознании, в психике своей, правда? Значит, где мир существует? В сознании Бога! — такой вывод можно сделать, исходя из данных современной науки. Понимая, что этот так называемый материальный мир материально почти из ничего состоит, мы при этом видим, что мир – это психическое Творца. Мысль рождается из ничего, так и наш мир был сотворён из ничего. И она, поэма, живёт своей жизнью. Хотя в ней имеется авторская частичка души.

Отрывок из беседы с протоиереем Кириллом Копейкиным, доцентом Санкт-Петербургской духовной академии, директором Научно-богословского центра междисциплинарных исследований Санкт-Петербургского государственного университета, кандидатом физико-математических наук

Полный текст беседы на сайте Санкт-Петербургской Духовной Академии

Комментарии закрыты.