XVIII и XIX века в истории Русской Церкви стали подлинным расцветом православной миссии. С ростом территории государства росло и поле христианского просвещения, и по пути, проторенном открывателями новых земель, шли православные миссионеры. В первую очередь это были бескрайние земли Сибири и Алтая. Об этом интересном периоде в истории православной миссии в России наша статья.
Миссионерство в Сибири
Духовное просвещение Сибири было особенно плодотворным при митрополите Тобольском Филофее. Тобольская епархия была тогда единственная епархия в Сибири, которая тянулась на 300 тысяч квадратных миль. Просвещение Сибири св. Филофеем шло в 1702—1727 годах.
В это время в Сибири было около 160 храмов. Митрополит Филофей собрал ученых монахов, иеромонахов, архимандритов — в основном выпускников Киевской Духовной академии. В течение 25 лет он просвещал Сибирь, по несколько лет путешествуя по этому необъятному краю. По пути он крестил целые селения татар, остяков, вогулов и других инородцев, строил храмы. В крестившихся селениях разрушались идолы и кумирни. Митрополит Филофей скончался во время своего последнего (шестого) путешествия по Сибири. При нем было обращено в христианство около 50 тысяч человек — для своего времени это была очень большая цифра.
Митрополит Филофей построил 37 церквей в инородческих селах и городах. В 1705 году он послал первых миссионеров на Камчатку, в 1724 году — в Якутск. В 1714 году направил миссию в Пекин, а в 1721 году даже встал вопрос об открытии там епископской кафедры, настолько успешно шла в Пекине проповедь Православия. Митрополит Филофей направляет туда епископа Иннокентия. Но в результате интриги католических монахов ордена иезуитов епископ Иннокентий не получил визы: император Китая не разрешил его въезд в страну.
В 1727 году образуется Иркутская кафедра, где первым епископом становится Иннокентий. Все эти годы, с 1721 по 1727, он трудится, обращая в христианство бурят и монголов. Первый епископ Иркутский Иннокентий скончался в 1731 году.
Великий святитель и миссионер Филофей по праву считается апостолом Сибири. То духовное основание, которое положили он и его помощник св. Иннокентий, долго жило в этом крае.
В Сибири строились монастыри. Иногда это начиналось так же, как и на Руси, — початком: возникал скит, где жили несколько человек. Потом этот початок мог разрастись, стать монастырем. Но при малой населенности этих краев процесс роста количества монастырей шел очень медленно. Чем дальше строились монастыри на этих огромных пространствах, тем они становились удаленнее друг от друга. Их влияние на кочевое местное население было затруднено. Духовенство, которое шло сюда вместе с казачеством, не могло взять на себя целиком миссионерское дело. Даже при известной ревности многих священников духовенство не было подготовлено к миссионерской работе.
Появляются отдельные миссионерские точки, отдельные миссии. Они иногда успешно трудились, но на смену им не приходил никто, так как миссионерское дело не имело преемственности, не существовало миссионерской системы. Не было правильно организованной миссии, которая постоянно, преемственно действовала бы в Сибири.
Но главное — у миссионеров не было языковой подготовки. Знание местных наречий еще не стало основным орудием в руках миссионера. Постепенно это становится неотложной задачей, как и перевод Св. Писания и богослужебных книг, как проповедь и Богослужение на местных языках. И до тех пор, пока это не началось (до начала XIX века), миссионерство по существу находилось в упадке. Считается, что примерно с 1750-х по 1820-е годы миссионерство находилось в застое не только в Сибири, но и в Поволжье. На рубеже XVIII и XIX веков в Поволжье шло массовое отпадение старокрещеных татар в ислам. К этому же времени относится и просвещение других народов Сибири. Если до середины XVIII века было крещено около десятой части якутов, то в 1828 году некрещеными осталось около 1000 человек — менее одной сотой от общего количества якутов. В Якутии при этом было 15 церквей и 10 часовен.