Алтайская миссия
Для просвещения народов Российской империи Православной Церковью создавались организационные структуры — миссии во главе с начальником. Миссии различались на внешние — Китайскую, Аляскинскую или Американскую, Корейскую, Японскую, Урмийскую, Палестинскую — и многочисленные внутренние — Алтайскую, Туркестанскую и др. Некоторые миссии возникали, а через некоторое время по различным причинам умирали. Хорошо организованные, с достаточно подготовленными кадрами, миссии появились лишь в конце XVIII — начале XIX века. Из внутренних миссий образцовой в течение всего XIX века была Алтайская. Там были заложены основные принципы миссионерства, основы миссионерского опыта, осуществлены первые переводы Богослужения на телеутский и алтайский языки, что стало стимулом к тому, чтобы и в других местах активно начали заниматься переводом.
Служение архимандрита Макария (Глухарева)
История Алтайский миссии начинается с архимандрита Макария Глухарева (1792—1849). Он родился в г. Вязьме Смоленской губернии в семье священника. В 1813 году будущий просветитель Алтая заканчивает обучение в семинарии и остается преподавателем младших классов. А через год его зачисляют на второй курс Петербургской Духовной академии. Он близко сходится с архимандритом Филаретом Дроздовым, что в значительной мере определило его жизнь. Впоследствии архимандрит Макарий напишет: «Я отдал свою волю Преосвященному Филарету, тогда архимандриту. Ничего не делал и не начинал без его совета и благословения и почти ежедневно исповедовал ему свои помыслы».
Он закончил Духовную академию и в 1817 году получил направление в Екатеринослав — преподавать в Духовной семинарии. Он в совершенстве изучил латинский, греческий, еврейский, французский, немецкий языки, знал английский и отчасти итальянский. Затем его перевели в Кострому, где он стал архимандритом (1821) и ректором семинарии. В 1824 году он подал прошение об увольнении на покой по болезни.
В 1827 году Священный Синод послал епархиальным архиереям послание о возрождении миссионерской деятельности, о том, что необходимо возрождать работу с непросвещенными народами. Указ Священного Синода — учредить правильно организованные миссии, в частности в Сибирской, Казанской епархии и т.д. — потребовал от архиереев действий. Но людей, способных работать с иноверцами, просвещать нерусское население, не было.
И вдруг больной, уже собирающийся умирать молодой инок очнулся. Он слышит зов Божий и тут же собирается и едет в Москву. В Москве митрополит Филарет с любовью принимает своего ученика и благословляет его на миссионерскую деятельность, считая это волей Божией.
Архимандрит Макарий едет в Тобольск, к владыке Евгению (1830). Опыта миссионерской работы не было. В одной из инструкций Священного Синода (конец XVIII века) было написано о том, как надо действовать. «Как учение преподавать? Нужно преподавать Евангелие, Деяния апостолов, Послания, не отягощая этих простых людей всем церковным Писанием и церковным Преданием, кроме самого нужнейшего. Излагать понятия о Боге, о создании мира и человека, о спасительной жертве Иисуса Христа, о Церкви, учить их кратким молитвам. Рассказать об иконах, чтобы они чтили их, а не боготворили, поклонялись бы Богу в образе иконы», «Миссионер должен объяснить, что посты существуют в Церкви, но никаких побуждений к соблюдению их — даже поста Страстной Седмицы — не делать. Никакого принуждения ни в коем случае. Преподавать кротко, любовно, без угроз и притеснений. Крестить, причащать. Исповедовать, сколько можно, от тех грехов, какие есть, чтобы отстали и исправляли жизнь свою». «Как вести проповедь? Начиная с ближних мест и расширяя постепенно круг действия и расширению этому чтобы помогали новообращенные иноверцы. Пререкания слушать терпеливо, снисходительно и самому рассказывать не с грубостью и досадительными словами, но ласково и дружелюбно».
Отцом Макарием был составлен устав миссии, по существу иноческий устав:
«1. Желаем, да будет у нас все общее: деньги, одежда, пища, книги и прочие вещи.
2. Желаем старшему повиноваться по правилам иночества.
3. Желаем принимать от него наставления с вниманием, смирением и любовью.
4. Желаем преданным быть, искренним и откровенным при исповедании помыслов и искушений наших».
Были собраны богослужебные книги, деньги, взято постановление о трехлетнем освобождении новокрещеных от всех налогов, и архимандрит Макарий направляется в Бийск, в кузнецкие округа (август 1830 года). Он выбирает селение Майма в 17 верстах от Бийска. За этим селением начинались кочевья. Алтайские племена жили шаманской языческой верой. В то время в Алтайском крае было около 40 тысяч кочевников. Ламаистов (монгольских племен) там было сравнительно мало.
Один из помощников о. Макария, заболевает и умирает, а второй уезжает. Архимандрит Макарий остается один до 1836 года. Единственным его помощником оказался Петр Терентьевич Лисицкий, около 60 лет.
Отец Макарий начинает устраивать жизнь — собственную, монашескую, а также кочевников. Эти племена жили в юртах, пасли скот, кочевали зимой и летом. Жизнь их о. Макарий называл непрерывной круглогодичной духовной спячкой.
Понемногу налаживается христианская жизнь в Майме. Проходит несколько лет, прежде чем о. Макарий понимает, язык какой народности понятен всем. Он изучает этот язык, составляет словарь и начинает первые переводы. Первые молитвы, первые слова Священного Писания, словарь. Он ездит по кочевьям и беседует с людьми.
Наконец появляются первые аборигены, которые хотят принять Крещение. Отец Макарий перевозит таких людей в Майме и поселяет в православных семьях. Сам не имея пригодного для жизни дома, он помогает строить дома и учит кочевников оседлой жизни, а одновременно — учению Христову.