Тезис второй
Далее возникает следующий вопрос: как относиться к тому, что ни сам доброволец, ни участники его кружка пока не участвуют в литургической жизни и повседневных делах прихода? Здесь можно отметить следующее: если человек пришел в храм и предложил помощь, значит, он уже доверяет Церкви. Пускай даже это его доверие пока еще не возросло до уровня личностной, полновесной религиозной веры и духовной жизни. Опыт некоторых приходов Калининградской епархии свидетельствует о том, что невоцерковленные (на начальном этапе) добровольцы могут осуществлять весьма полезную для храма и общины деятельность. Эти доверительные отношения рано или поздно приносят свои плоды: —люди постепенно встраиваются в церковную и литургическую жизнь прихода, необходимо лишь время и терпение окружающих воцерковленных прихожан.
Тезис третий
Организация волонтерского служения в приходе связана также со следующим условием: не стоит пытаться организовать работу приходской волонтерской группы в виде вертикали, жестко контролируемой сверху вниз.
Поясним на примере. Предположим, что в приходе создана группа молодых ребят, которые решили взять шефство над малышами из детского дома, с тем чтобы заниматься с детьми рисованием или лепкой. Большой поддержкой для такой инициативы станет обеспечение их расходными материалами — карандашами, красками, бумагой, пластилином. Кроме того, личный формальный или неформальный контакт настоятеля с руководителями различных организаций и структур, начиная от руководства детского дома и заканчивая, например, владельцем магазина канцелярских товаров, — все это является серьезным ресурсом для поддержки подобных инициатив. И главное, необходимо все время помнить: особенность добровольческого служения состоит в том, что на занятиях волонтер сможет делать только то, что умеет сам, причем в удобное для него время. В этом смысле отношения между настоятелем и добровольцами должны выстраиваться на взаимном уважении и доверии.
Тезис четвертый
Еще один тезис, который активно обсуждался как на семинаре среди молодежи, так и на круглом столе священнослужителями, звучит так: молодежной работой в приходе не могут эффективно управлять «любимцы» настоятелей или сменяющиеся раз в три месяца студенты.
Да, текучка кадров плохо совместима с достижением долгосрочных целей и серьезных результатов. И это может стать самой главной проблемой в деле организации приходского молодежного служения. Следовательно, как ни парадоксально это звучит, волонтерское движение не может быть стопроцентно волонтерским. Ведущие организаторы и координаторы такого движения должны быть штатными сотрудниками прихода. Быть помощником настоятеля и полностью вкладывать свои силы и умения в дела прихода может только человек, не обремененный рабочими обязательствами в другом месте. Единственным местом труда такого помощника должен стать приход — а значит, у этого помощника должна быть зарплата, на которую он сможет физически существовать.
Попытки дать ответы на трудные вопросы об организации приходского молодежного служения, содержащиеся в материалах семинара и круглого стола, безусловно, не могут быть универсальными, пригодными для любого города, поселка или деревни. Однако их ценность в том, что они основаны на практическом опыте действующих молодежных волонтерских организаций.
О «Поддержке инициатив»
Отдельно следует рассказать об оригинальном опыте привлечения молодежи в приходскую жизнь, который ценен еще и потому, что предполагает сотрудничество Церкви с административными или общественными структурами.
Речь идет о «Поддержке инициатив». На практике это может быть организовано следующим образом: по инициативе прихода объявляется конкурс молодежных проектов (условия конкурса может разработать помощник священника). Условия конкурса направляются в местную школу или дом культуры, клуб — разумеется, необходимы предварительные контакты межу настоятелем и администрацией школы, клуба или дома культуры. Победивший в конкурсе проект (например, оборудование игровой спортивной площадки) реализуется совместными усилиями — школой, приходом, общественными организациями, частными лицами. Такие конкурсы могут объявляться несколько раз в год.
Если попробовать обобщить имеющийся в Церкви опыт приходского молодежного служения, то можно констатировать следующее: необходимо основывать такую работу на взаимном доверии и уважении между воцерковленными прихожанами и теми, кто делает первые шаги, входя в духовную жизнь прихода. При этом необходимо стараться создать максимум условий для такого вхождения. Невоцерковленные семьи с детьми, которые приходят на детскую площадку, расположенную на территории храма, становятся ближе к храму не только с точки зрения пространства.
Невоцерковленные родители, которые приводят дошкольников на уроки подготовки к школе (их можно организовать как на бесплатной основе, так и за символическую плату), со временем дожидаются своих детей с занятий не во дворе, а в храме. Ведь уроки эти проводятся не где-либо, а в приходском здании рядом с храмом кем-то из прихожан или добровольцев. Это реально существующий опыт.
***
Работа семинара, в котором приняли участие более 30 человек из многих приходов Калининградской области, показала, что опыт волонтерских организаций может стать серьезной опорой в деле построения системы молодежного и социального служения на приходах.
После завершения работы семинара состоялся круглый стол с участием духовенства епархии, где его участники имели возможность пообщаться с настоятелями приходов и теми священнослужителями, которые курируют на местах молодежную или социальную деятельность.
Протоиерей Владимир Максимов, Яна Мальцева
Источник: газета «СПАС», №11 (116) ноябрь 2013 г.




Идет загрузка ...





