Побережье Балтийского моря — западные рубежи нашей страны. Они находятся под Покровом Богородицы и святых Александра Невского, Георгия Победоносца, Серафима Саровского, равноапостольного князя Владимира и апостола Андрея Первозванного. Храмы, освященные в честь этих святых, мы и посетим во второй части итогового выпуска программы, посвященного Калининградской епархии. Телеканал «Союз».
2. Период после 1945 года
По окончании войны история православия в пределах бывшей Восточной Пруссии стала развиваться совершенно по другому сценарию. 17 октября 1945 года следуя решениям Ялтинской и Потсдамской конференций, Кенигсберг с прилегающими землями был включен в состав СССР. Южная часть Восточной Пруссии отошла к Польше.
В апреле 1946-го в составе РСФСР образовалась соответствующая область, а спустя три месяца ее главный город получил новое название – Калининград.
Приехав в 1945 г. на территорию бывшей Восточной Пруссии, первые переселенцы столкнулись с отсутствием православной церкви. Как известно, в Восточной Пруссии православие не входило в число ведущих религиозных течений. Согласно переписи 1925 г. состав населения Кенигсберга, самого крупного города Восточной Пруссии, по религиозному признаку был следующим: евангелисты составляли 89,3 %, католики – 4,7 %, православные – 0,3 %. Ни одного православного храма здесь не было. Службы проходили в приспособленных помещениях.
Массовое заселение области выходцами более чем из 20 областей России, из Белоруссии, Мордовской, Марийской, Татарской АССР, начавшееся с июля 1946 г., сопровождалось и распространением религиозных воззрений, выразившихся главным образом в желании верующих иметь свою православную церковь.
Ровно сорок лет потребовалось жителям Калининградской области доказывать местной власти необходимость официального признания православной общины и открытия православного храма.
В Государственном архиве Калининградской области хранятся документальные материалы, которые позволяют получить довольно полное представление о том сложном пути, который выпал на долю православных верующих в нашем регионе. Долгое время хранившиеся под грифом “секретно”, эти документы после рассекречивания все чаще привлекают внимание исследователей.
Уже в 1947 г. началась борьба православных верующих за открытие церквей и регистрацию церковных общин (двадцаток). Лишь в центральные органы власти до 1956 г. они подали более полутора десятка ходатайств. Подобных прошений, адресованных местным властям, были многие десятки. Некоторые из них имели свыше 200 – 300 подписей.
Помощь калининградским православным пытались оказать Патриарх Алексий I (Симанский), архиепископ Виленский Корнилий (Попов) и, даже, председатель Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР Г.Г.Карпов. Итог был отрицательным. Отказали местные власти. Партийное руководство региона предпочитало сохранять атеистический статус молодой советской области.
Ответом на позицию властей стала подпольная церковная деятельность. В различных городах и селах региона совершались нелегальные богослужения. Их проводили заштатные священники, монахи и простые миряне. В районах приграничных Литовской ССР массовым явлением стали выездные службы духовенства Виленской епархии, из Белоруссии и из других мест. Отдельные калининградцы, имевшие особо крепкую веру, допускали антикоммунистические поступки – запрещали детям вступать в пионеры, не участвовали в колхозном строительстве.
В годы новой волны гонений на Церковь (конец 1950-х – первая половина 1960-х г.) масштабного разгрома православных общин в регионе не было. Они находились в подполье (в том числе существовала, по крайней мере, одна группа катакомбников), являлись малочисленными (от нескольких человек до двух – трех десятков), не отличались устойчивостью и стабильностью своего состава. Такие конфессиональные группы трудно было контролировать. Атеистическая пропаганда тоже не принесла православным верующим большого урона. Она ориентировалась преимущественно на «сектантов», либо на борьбу против абстрактных «религиозных предрассудков».
В 1967 г. под воздействием общесоюзных и внешнеполитических факторов в Калининградской области была зарегистрирована первая советская религиозная группа – община евангельских христиан-баптистов. В скором времени это конфессиональное объединение открыло в Калининграде молитвенный дом и до 1985 г. оставалось единственной легализованной религиозной группой в регионе.
Последний период в истории подпольной деятельности калининградских православных верующих наступил с конца 1978 г. В декабре этого года в регионе была воссоздана религиозно-политическая структура – уполномоченный Совета по делам религий при Совете Министров СССР (СДР) по Калининградской области. Учрежденную должность занял Ю. Я. Махобайский.
В целом он занял позитивную позицию по вопросу легализации нелегальных православных общин. 25 февраля 1985 г. Калининградский горисполком городского Совета народных депутатов принял решение о регистрации православного общества в г. Калининграде, а 1 марта того же года оно было продублировано исполнительным комитетом Калининградского областного Совета народных депутатов. 23 апреля 1985 г. СДР утвердил эти решения. Православной общине г. Калининграда передали развалины бывшей немецкой кирхи Юдиттен (возведена в 1288 – 1298 гг.).
Колокольня кирхи была разбита, повсюду валялись груды кирпичей, вырос кустарник. Одна стена отсутствовала. Как заметил один из чиновников – активных атеистов, посетивший восстановление, «Прихожане 40 лет добивались регистрации прихода, а теперь 40 лет будут его восстанавливать».
Но что невозможно для человека, возможно для Бога. Несомненно, многие сомневались можно ли вообще тут что-то восстановить, но горячая вера, молитва и послушание победили все. Этот горячий дух веры, стремления к Богу отметил тогда еще архиепископ Смоленский и Вяземский Кирилл, посетивший 12 сентября 1985 г. Калининградскую область.Тогда многие люди сильно удивлялись, видя священника, не верили своим глазам, однако религиозная жизнь бурно возрастала. Для регулярных служб появился домовой храм на улице Третьяковской, предоставленный прихожанкой Аллой Васильевной, и в нем 12 сентября состоялось первое Архиерейское богослужение. Архиепископу сослужили смоленские священники, хор. Настоятелем этого храма был назначен отец Софроний (Колосов). Число прихожан росло – скоро на службах заполнялся весь дом, окна открывали, чтобы могли молиться те, кто стоял во дворе – общее число прихожан достигло 500 человек.
Под руководством настоятеля игумена Аркадия (Недосекова) Юдиттен-Кирхе быстро восстанавливалась. Люди своими силами, всем миром, реставрировали стены, сдавали пожертвования, стройматериалы. 19 декабря 1986 г. состоялось освящение восстановленного храма и первая литургия. Храм был освящен архиепископом Кириллом (Гундяевым) во имя святителя Николая Чудотворца, как покровителя моряков. На богослужение собралось очень много людей, а сверху их освещал прожектор, показывая, что происходит на службе. Первый калининградский приход был включен в Смоленскую и Вяземскую епархию, возглавлял которую владыка Кирилл.
Это событие стало толчком для многих жителей города и области в стремлении к соборной молитве. Уже на следующий год был зарегистрирован приход в областном городе Советске. В дальнейшем приходы стали открываться по нескольку в год. Они начинались с группы активных целеустремленных прихожан, молодого священника и разрушенного (запущенного, бывшего клуба, спортзала, развалин) здания. Противодействие властей еще по инерции продолжалось, но оно не теперь не являлось помехой для православных.
В Калининграде им были переданы еще несколько кирх, в которых открылись Кафедральный Крестовоздвиженский собор, храм Покрова Пресвятой Богородицы, храм Рождества Пресвятой Богородицы – по одному на район города, а в 1988 году было образовано Калининградское благочиние во главе с игуменом Аркадием (Недосековым).
В этом же году в Калининграде были торжественно проведены мероприятия в честь 1000-летия Крещения Руси. К Православию впервые было приковано внимание общественности, люди увидели, что Церковь жива, живы традиции Руси. Это празднество положило начало регулярным фестивалям церковного пения, конференциям, семинарам и лекториям.
Одновременно стали возрождаться церковное пение и иконопись. Первым регентом хора стала Галина Афанасьевна Макеева (впоследствии игуменья Антонина, настоятельница епархиального женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Державная»). Церковь быстро вошла в культурную и духовную жизнь города Калининграда и области.
С 1989 г. епархия получила название Смоленской и Калининградской, а с 1991 г. она стала митрополией. Неизменный архиерей епархии – Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (архиепископ Смоленский и Вяземский в 1984 – 1986 гг.; управляющий приходами в Калининградской области в 1986 – 1988 гг.; архиепископ Смоленский и Калининградский в 1988 – 1991 гг.; митрополит Смоленский и Калининградский в 1991 – 2009 гг.).
В начале девяностых годов было принято решение о возведении в центре Калининграда храма Христа Спасителя как символа торжества Православия на калининградской земле, связывающего Калининградскую область и Россию. Настоятелем строящегося храма был назначен игумен Меркурий (Иванов) (ныне митрополит Ростовский и Новочеркасский). В 1992 г. начался сбор пожертвований, стали появляться архитектурные проекты. Были и сомнения, можно ли будет возвести храм на таком оживленном месте? Был проведен глубокий социологический опрос горожан, и 74% участников высказалась «за».
Во время Крестного хода в честь 10-летия Православия на Калининградской земле в 1995 году недалеко от места строительства был установлен закладной камень и поставлен семиметровый деревянный крест. 15 мая 1996 макет храма в присутствии мэра города, архитектора собора и митрополита Кирилла был представлен Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II. Его Святейшество благословил строительство, после чего была взята часть земли на месте строительства Храма Христа Спасителя в Москве.
23 июня 1996 г. митрополит Кирилл и Президент РФ Борис Ельцин совершили торжественную закладку Собора, в основание которого была положена капсула с землей из-под храма Христа Спасителя в Москве как символ преемства и неразрывной духовной связи Калининграда и остальной части России.
10 сентября 2006 г. во время своего визита в Калининградскую область Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил чин освящения Кафедрального собора Христа Спасителя. Это событие поставило точку в окончательном утверждении Православия на калининградской земле.
31 марта 2009 г. решением Священного Синода из состава Смоленской и Калининградской епархии была выделена самостоятельная Калининградская епархия (журнал №22). Правящим архиереям вновь образованной епархии определено титуловаться Преосвященными Калининградскими и Балтийскими. Священный Синод принял к сведению и одобрил выраженное Святейшим Патриархом Кириллом предложение оставить за ним временное управление Калининградской епархией вплоть до назначения правящего архиерея.
Викарные епископы Балтийские: Пантелеимон (Кутовой) — с 1993 по 2000 гг. (ныне митрополит Красноярский и Ачинский) и Серафим (Мелконян) — с 2001 г. по 2016 г.
21 октября 2016 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви в административных границах Гвардейского, Гусевского, Озёрского и Советского городских округов, а также Краснознаменского, Неманского, Нестеровского, Полесского, Правдинского, Славского и Черняховского районов Калининградской области была образована Черняховская епархия посредством выделения ее из состава Калининградской епархии.
Правящим архиереем Калининградской епархии с титулом «Калининградский и Балтийский» назначен епископ Балтийский Серафим.
Также в пределах Калининградской области была образована Калининградская митрополия, включающая в себя Калининградскую и Черняховскую епархии.
Временное управление Калининградской митрополией оставлено за Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.