Престольный праздник отметили в монастыре Державной иконы Божией Матери

Сегодня в женском монастыре в честь иконы Божией Матери «Державная», расположенном в пос. Изобильное Калининградской области, отметили престольный праздник.

Праздничное богослужение совершили архиепископ Калининградский и Балтийский Серафим и епископ Черняховский и Славский Николай в сослужении митрополии. Диаконский чин возглавил протодиакон Андрей Пасхин.

За литургией молились настоятельница монастыря игумения София (Херхенредер) с сестрами обители и настоятельница монастыря святой Екатерины в пос. Родники игумения Феодосия (Изгина).

На богослужения в женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Державная» традиционно съезжаются многочисленные паломники. В день престольного праздника гостей, приехавших из самых разных уголков Калининградской области, было особенно много.

После крестного хода была вознесена усердная молитва Божией Матери.

В день памяти Державной иконы Пресвятой Богородицы архиепископ Серафим напомнил пастве, сколько раз Матерь Божия покрывала нашу страну, когда приходили враги и она вот-вот должна была погибнуть. В 90-е годы прошлого столетия Россия оказалась на грани катастрофы. Но вот мы выжили и продолжаем жить. Почему? В те годы храмы наполнялись молящимися людьми. Сегодня, к сожалению, этого не происходит, что наводит на печальные размышления о судьбе ветхозаветных Содома и Гоморры, где не нашлось и десяти праведников, чтобы Господь сохранил эти города. Но владыка Серафим выразил надежду: «И сейчас даже если будет всего десять таких человек, я верю, что Господь не оставит нас. И очень хотелось бы, чтобы в это число входили и вы. Будем молиться так, чтобы наша молитва коснулась престола Божия. Давайте проявим такое усердие в эти дни».

Говоря о том тяжелом испытании, которое переживает сегодня наша страна, владыка Серафим отметил, что судьба России напоминает судьбу израильского народа. Когда израильский народ молился, никто ничего не мог с ним сделать, хотя его окружали сильные воинственные народы, но с израильским народом был Бог. Как только израильтяне отступали от Него, те народы окружали их, били, брали в плен. Как только они вновь возвращались к Богу, каялись, Господь покрывал их. «Пока мы с Богом – все будет хорошо, — сказал владыка Серафим, — надо только усилить молитвы, искоренить безразличие и перестать убивать своих детей, совершая аборты. Без победы над этим недугом я не вижу победы в войне».

***

Державная Икона Божией Матери — почитаемая в Русской Церкви чудотворная икона Богородицы. Была обретена, согласно донесению митрополита Московского Тихона, 2 марта(15 марта по новому стилю) 1917 года в подвале Вознесенской церкви села Коломенского.

Крестьянка слободы Перерва Бронницкого уезда Евдокия Адрианова во снах стала видеть белую церковь с повторяющимся требованием найти чёрную икону и сделать её красной. Крестьянка рассказала о снах настоятелю Вознесенского храма в Коломенском. После долгих поисков в подвалах церкви была найдена большая почерневшая от времени икона. На доске проступало изображение Христа на коленях у Богородицы, в руках Богородицы — царские регалии, скипетр и держава. В своём донесении Синоду по поводу данного происшествия митрополит Тихон (Беллавин), в частности, писал о иконе: «По сведениям, данным членом Комиссии от Церковно-Археологического отдела при Московском Обществе Любителей Духовного Просвещения — протоиереем Страховым: икона не древняя, приблизительно конца XVIII века (не старше), по форме (вверху овальная) иконостасная, средняя, из третьего пояса (пророческого). По образу написания икона принадлежит к типу Цареградских икон Богоматери. Икона, вероятно, осталась от иконостаса, бывшего от Вознесенской церкви ранее нынешнего (и об этом иконостасе известный археолог И. Снегирев сообщает, что он в свое время был перенесен из одной из церквей Московского Вознесенского монастыря)». Вскоре после обретения икону обновили в мастерских московского Алексеевского монастыря.

В тот же день, 2 марта 1917 года, императора России вынудили подписать отречение от престола в пользу брата, великого князя Михаила Александровича (расстрелян большевиками в Перми в июне 1918 года).

Икона стала предметом стихийного почитания в местности вокруг села Коломенского. Вскоре почти в каждом храме имелся список «Державной», были подготовлены служба и акафист иконе. В их составлении принимал участие патриарх Тихон.

В советское время икона хранилась в запасниках Исторического музея.

По мнению ряда православных, символическое значение явления иконы «Державная» состоит в том, что гибель монархии послана народу в наказание, но сама Богородица хранит символы царской власти, что даёт надежду на покаяние и возрождение России и русского государства.

Пресс-служба Калининградской епархии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *