Проповедь иерея Никита Калинина в праздник Богоявления

Праздник Богоявления, или Крещение Господне. Мы снова пытаемся постичь смысл того таинственного события, которое произошло 2000 лет назад на реке Иордан. Спаситель приходит к Иоанну Предтече, чтобы погрузиться в воду и креститься. Зачем это нужно Сыну Божию? Какое значение это событие имеет для нас сегодняшних?

Современный мир приучил нас смотреть на жизнь поверхностно, и мы чаще всего просто не замечаем глубокого смысла в окружающих нас вещах. Что такое для нас сегодня вода? Доступное и дешевое удобство жизни. То, что течет из крана. Но тысячелетиями до нас вода была глубочайшим религиозным символом, символом самой жизни.

И действительно, там, где нет воды — нет жизни. Вода как бы пронизывает собой все живое, и человек есть по природе своей существо жаждущее. Там, где есть вода — там будет жить человек, там появятся города, там будет возделываться почва, будут цвести и благоухать сады. И поэтому мы читаем в самых первых стихах книги Бытия: Дух Божий носился над водою. Потому что вода — это самое первое выражение земной жизни.

Но вода — это также и смерть. Она разрушает наводнениями целые города, она топит корабли и размывает почву, она скрывает что-то темное и страшное в глубине океана, и она не оставляет шанса человеку, когда он остается с ней один на один. Поэтому вода — это также образ всего неуправляемого, иррационального и непостоянного. Недаром один древнегреческий философ говорил: все течет и все изменяется; нельзя дважды войти в одну и ту же реку. В Библии мы можем вспомнить повествования о всемирном потопе, о уничтожении египетского фараона и его колесниц в море. И здесь вода предстает как воплощение гнева Божьего, Его суда и смерти, которая царит в этом материальном мире.

И вот эти два полюса — жизнь и смерть — объединяет в себе символическое значение воды. И древний человек, наверное, лучше нас понимал, что вода — это некое орудие Божие на нашей земле, и поэтому относился к ней с трепетом. И не только в Палестине, но и в Греции, и в Египте существовал обряд с погружением в воду, в котором был глубочайший религиозный смысл. Считалось, что, входя в воду, человек смывает с себя всю скверну, возрождается для новой жизни.

В Палестине это выразилось в наиболее яркой форме. Когда язычник желал уверовать в единого Бога, принять учение Ветхого Завета, ему нужно было покаяться и смыть с себя греховное языческое прошлое. И поэтому человек погружался в воды Иордана. За этим символическим действием скрывался глубочайший духовный смысл.

То, что совершил Иоанн Предтеча, было настоящей духовной революцией. Веками до этого иудеи считали, что такой ритуал необходим только для уверовавших в единого Бога язычников. А детям Авраама, живущим по закону Моисееву, никакое покаяние не нужно. Но Иоанн обратил призыв к покаянию на всех иудеев, он как бы поставил перед каждым вопрос: а чем ты сам отличаешься от язычника? Тем, что исполняешь обряды и соблюдаешь внешние правила? Нет, тебе точно так же, как и язычникам, нужно покаяние и очищение от грехов. И вот на глубине началось движение к покаянию. И сотни и тысячи людей, у которых сердце еще было способно чувствовать, пришли к Иоанну на Иордан. А те, кто закоснел в своей внешней религиозности — фарисеи, саддукеи, — смеялись над этим.

Но почему безгрешному Иисусу, Сыну Божию, потребовалось прийти на Иордан и тоже совершить этот ритуал покаяния? Здесь нужно вспомнить, что в первые века христианства событиям Крещения и Рождества Христова был посвящен один праздник, который так и назывался — Богоявление, разделение на две даты появилось значительно позднее. Эти два события тесно связаны между собой общим смыслом. Бог приходит в мир к человеку, чтобы человек смог прийти к Богу. И вот ответ на вопрос. Бог пришел в этот мир не как царь или властитель, Он пришел не только к праведникам — нет, Он сошел до самой последней глубины человеческой, чтобы стать близким к самому последнему грешнику. И вот этим действием Крещения Бог отождествляет себя с каждым из нас, со всеми без исключения — даже грешниками и погибающими.

И здесь нам по-новому раскрывается значение воды как образа жизни, как образа мира и всего творения. Сам Бог погружается в воду — а это значит, что весь мир, оторвавшийся от Бога, позабывший его, возвращается нам в обновленном виде. И все в этом мире, включая саму его материю, его вещество, вновь становится путем к Богу, общением с Ним. Вот что празднуем мы в радостный и светлый день Богоявления: пришествие Бога к своему творению.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *