Проповедь по окончании Литургии в Кафедральном соборе Христа Спасителя

17 ноября 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый владыка Серафим! Уважаемый Александр Дмитриевич, депутат от Калининградской области, первый заместитель председателя Государственной Думы! Уважаемые Николай Николаевич, наш губернатор, Александр Георгиевич, мэр города Калининграда! Дорогие отцы, братия и сестры!

Хотел бы сердечно всех поздравить с этим воскресным днем и выразить искреннюю радость в связи с тем, что я вновь с вами в этом близком моему сердцу храме, вместе с людьми, с большинством из которых связаны десятилетия моего пребывания здесь, на этой земле. Это действительно родная для меня земля — Калининградская область, с которой связаны особые страницы моей жизни.

Господь послал меня сюда тогда, когда здесь не было ни одного храма, когда была горсточка православных людей, когда власти гордились тем, что это самый атеистический регион Советского Союза и люди в глаза не видели священника в рясе, с крестом, когда все приходилось делать с самого нуля. Я благодарю Бога за те испытания и скорби, но и за те радости, с которыми связано мое служение на Калининградской земле.

Сегодня мы слышали замечательные слова апостола Павла в его послании к Галатам: «Я сораспялся Христу, — говорит апостол Павел, — и уже не я живу, но живет во мне Христос». А до этого апостол, обращаясь ко всему христианскому миру, но особенно к Галатам, говорит о том, что делами закона — человеческого, ветхозаветного закона, который до пришествия в мир Спасителя регламентировал все стороны и обычной человеческой общественной жизни, и все стороны духовной жизни — делами, которые направлены на исполнение этого закона, невозможно спастись, потому что человек спасается верой. И заключает эту часть своего послания словами «не я живу, но живет во мне Христос», видимо этим самым говоря о том, что он спасается верой (см. Гал. 2:16-20).

Эти слова, может быть, не всем легко сегодня понять. Как это так: сораспяться Христу? Это что, вслед за Ним на Голгофу взойти, отдать всю свою жизнь на страдания и смерть? Совсем не так. Сораспяться Христу означает отождествиться с Ним, с Его словами, с Его жизнью, чтобы не мы жили, но чтобы жив был в нас Христос.

А что такое духовная внутренняя жизнь человека? Из каких составляющих состоит? Таких составляющих три: это наша умственная, интеллектуальная, творческая деятельность; это наши волевые установки и способность поступать так, как мы желаем в соответствии с нашей волей; и, наконец, это область наших чувств. Так вот, когда апостол Павел говорит о том, что не он живет, но живет в нем Христос, это значит, что его ум, его воля, его чувства подчинены Господу.

А что для нас это означает? Как мы можем подчинить ум Господу, когда 8-10, иногда 12 часов в сутки мы думаем не о Боге, мы думаем о своих делах — о своих профессиональных, творческих, простых человеческих делах? Обустроить дом, позаботиться о семье, о здоровье, об отпуске, приобрести какие-то вещи, устроиться на работу, сделать карьеру, получить образование — вот о чем мы думаем. А те люди, которые поднимаются по иерархической лестнице власти, у них еще больше различного рода дум — нужно решать задачи и профессиональные, и политические, экономические, социальные. Да мало ли о чем мы думаем…

Но как же подчинить свой ум Христу? Это что, постоянно думать о Евангелии, о каждом словом Евангельском? Тогда на какие наши человеческие дела хватит нашего ума? Жить во Христе это значит подчинить свой ум Ему. Мы можем чего-то и не знать, хотя мы многое должны знать. Мы должны знать, чему Господь научил род человеческий. Поэтому когда говорят «я верующий, но я никогда Евангелие не читал», то это означает, что человек что-то путает в своей жизни. Он не может верить в то, о чем не имеет никакого представления. Евангелие должно быть нашей настольной книгой, мы должны действительно каждый день посвящать чтению Евангелия, хотя бы небольшими отрывками воспринимать слова Господни. Но самое главное — мы должны сформировать свой ум в системе христианского мировоззрения. Это очень важно, потому что, даже осуществляя тысячи земных дел, и больших, и малых, мы не откажемся от Христа, мы не предадим Его, мы не сделаем ошибки, если мы будем действовать в той системе координат, которую Бог нам определил.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *