Размышление о православной педагогике

В Калининграде завершились курсы повышения квалификации для педагогов воскресных школ. Они проводились при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива» Калининградской региональной общественной организацией «Учебно-методический центр духовно-нравственного образования им. С.А. Рачинского» совместно с Отделом религиозного образования и катехизации Калининградской епархии. Об итогах насыщенной полугодовой работы рассказывает руководитель курсов Марина Евгеньевна Соколова.

— Марина Евгеньевна, сколько слушателей прошли эти курсы?

— Активно посещали занятия 53 человека, собравшиеся практически со всей области. Конечно, из дальних районов меньше, так как трудно добираться, например, из Краснознаменского района. Но в этот раз были охвачены Советск, Неман, Гусев, что не может не радовать. Занятия проходили в основном в Крестовоздвиженском соборе, но были и на других площадках — например, в Светлогорске.

— Почему именно там проводилось выездное занятие?

— Это было сетевое взаимодействие между двумя грантовыми проектами, которые поддерживает фонд «Православная инициатива». В Светлогорске действует духовно-просветительский центр «Наш дом», при котором создан центр для дошкольников «Гнездышко». Яна Александровна Мальцева реализует там проект по преобразованию детского Центра в семейный. В рамках этого проекта туда специально из Москвы приезжала кандидат культурологи Анастасия Алексеевна Абрамова, очень глубокий, серьезный специалист, возглавляющая семейный центр «Рождество», в котором она ведет занятия с детьми и с родителями. Мы с ней давно тесно сотрудничаем, и она всегда очень много интересного нам привозит.

На этот раз там проводился семинар, к которому была присоединена аудитория слушателей наших курсов. В результате получились очень интересные насыщенные занятия, на которых Анастасия Абрамова познакомила собравшихся с просемейным подходом и методикой работы с семьей в православном воспитании. Раскрывались разные грани взаимодействия с родителями, были озвучены проблемы, с которыми приходится наиболее часто сталкиваться: их возможная невоцерковленность, незаинтересованность в посещении ребенком воскресной школы. Одновременно был рассмотрен вопрос, почему у педагогов иногда не получается заинтересовать родителей. Важно было помочь педагогам осознать, что проблема далеко не всегда кроется в родителях ребенка. Иногда просто не хватает профессиональной компетенции в сотрудничестве со взрослыми людьми, которая, понятно, отличается от работы с детьми.

— Кстати, кому, на ваш взгляд, принадлежит приоритет в воспитании, в том числе и в духовно-нравственном, — любого вида педагогам или все же родителям ребенка?

— Безусловно, родителям. Семья, где дети рождаются и растут, — это в любом случае то, что дано Богом. Ребенок только на 10 процентов воспитывается нравоучениями. Основное его воспитание — жизнь в семье, ее уклад, образ жизни родителей. Другое дело, когда ребенок входит в подростковый возраст, многое в его воспитании ложится на плечи педагогов школы и других образовательных организаций, потому что в этом возрасте в духовно-нравственном становлении актуальной задачей для ребенка становится выход за пределы семьи, то есть ему необходимо научиться взаимодействовать со сверстниками и свой внутренний нравственный закон шлифовать в этом взаимодействии.

В последнее время родители часто сталкиваются с проблемами, возникающими у их детей в подростковом возрасте. А их невозможно решить вне нормальной подростковой среды, в которой должна быть организована детская человеческая нормальная жизнь, основанная на православных ценностях. То есть детям нужно создавать условия для совершения реальных добрых дел, чтобы они в этом росли, чтобы это их объединяло. Иначе они будут объединяться «на всякой ерунде» — кто какую музыку слушает, какие фильмы или мультфильмы смотрит, кто что носит из одежды, в какие компьютерные игры играет и тому подобное.

— Непростая задача объединение детей на правильном жизненном фундаменте, особенно учитывая, с чем они постоянно сталкиваются. Воскресная школа и должна быть таким объединяющим началом.

— Конечно. Вот и во время семинара в Светлогорске состоялась дискуссия по ценностным основаниям популярного у детей мультфильма «Маша и медведь». Это современный мультсериал российского производства, довольно своеобразный, вызывающий у взрослых людей полярно противоположные мнения. Участникам семинара было предложено разобраться в его ценностных основаниях мультсериала, в том, как он влияет на ребенка в воспитательном смысле. Главная героиня там полностью манипулирует медведем, и таким образом ненавязчиво демонстрируется модель детоцентрированной семьи…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *