В Калининграде завершились курсы повышения квалификации для педагогов воскресных школ. Они проводились при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива» Калининградской региональной общественной организацией «Учебно-методический центр духовно-нравственного образования им. С.А. Рачинского» совместно с Отделом религиозного образования и катехизации Калининградской епархии. Об итогах насыщенной полугодовой работы рассказывает руководитель курсов Марина Евгеньевна Соколова.
— Марина Евгеньевна, согласитесь, детская литература, тем более рекомендованная для воскресных школ, должна же как-то проверяться на соответствие духовно-нравственным установкам.
— Когда мы читаем, что книга напечатана по благословлению епископа той или иной епархии, мы должны понимать, что архиереи практически не имеют возможности прочитывать всю эту литературу, тем более художественную. Многие просто доверяют авторам, полагаясь на их профессионализм. Лично я частенько встречаюсь с тем, что современная детская художественная православная проза, да и поэзия тоже, оставляет желать лучшего. Вредные для духовного воспитания и образования книги зачастую становятся бестселлерами, заполняют полки церковных лавок…
— А примеры можете привести?..
— Поделюсь своим мнением, с которым можно соглашаться или нет. Есть такая нашумевшая трилогия: «Дети против волшебников», «Кадеты.ру» и «Греческий огонь» — наш, так сказать, ответ «Гарри Поттеру». Сама идея, заложенная в этих книжках, замечательная, но лично у меня возникают серьезные вопросы по поводу того, чей это заказ. Во-первых, настораживает, что выпустившее первую книгу издательство оказалось фирмой-однодневкой. Во-вторых, бросается в глаза полная литературная безвкусица. Настораживает также то, что некоторые известные и легко узнаваемые персонажи современности — и в определенной степени очень уважаемые люди — в детской книжке рисуются не просто отрицательными, а достойными осмеяния персонажами. Например, там есть такой странствующий проповедник Осип Куроедов. Нетрудно догадаться, на кого тут намек. И это однозначно отрицательный персонаж, которого закидывают гнилыми помидорами. Есть некоторые вещи на грани ненормативной лексики, что само по себе отвратительно и совершенно недопустимо в якобы православной литературе, да еще для детей. И когда мне говорят, что книжка в целом хорошая, ничего, что там есть немного гадости, то это не может не вызывать удивления. Здесь явно проглядывает позиция, которая иногда встречается у некоторых считающих себя православными верующими людьми: «врагов Православия мы порвем в клочья».
— Такой подход, действительно, очень далек от христианского. Но вернемся к курсам педагогов воскресных школ Калининградской епархии. Одно из занятий было полностью посвящено обучению слушателей проектной деятельности. Для чего это необходимо?
— Прежде всего, для того, чтобы воскресная школа стала для подростка важной частью его жизни. Чтобы в воскресной школе дети не только получали знания о вере, но и имели возможность взрослеть в группе сверстников, что особенно важно для подростка. Внеурочная деятельность не должна сводиться к праздникам и развлечениям, подросткам необходимы педагогические условия для совершения доброго поступка. Именно в этом душа развивается и становится на правильный путь, а взрослеющий человек обретает опыт совершения доброго дела ради ближнего.
— Каковы основные направления проектной деятельности, которой вы собираетесь научить?
— Если говорить об общеобразовательных школах, то там проектная деятельность сейчас очень широко реализуется. Почему бы этот безусловно полезный опыт не перенести и в рамки воскресных школ?
Начинается все с видения проблемы. И здесь важно научить ребенка быть внимательным к тому, что происходит вокруг него, видеть проблемы других людей и не отстраняться от них, а попытаться решить хотя бы в доступном масштабе. Например: как сделать так, чтобы на приходском дворе стало чище, или чтобы рядом с храмом появилась красивая клумба, или старшим детям помочь малышам в подготовке какого-то праздника, или помочь нашим бабушкам-прихожанкам по хозяйству — посуду помыть, за хлебом сходить, лекарства купить и т. п.
— Марина Евгеньевна, не мелковато ли все это для словосочетания «проектная деятельность»? Если не так, то поправьте меня…
— Знаете, когда учитель, допустим, говорит ученику: «У нас на приходе есть одинокие бабушки. Давайте им поможем, но сначала распределим наши обязанности. Я договорюсь, когда к ним можно прийти домой, и Маша с Петей пойдут к этой бабушке, а Вася со Светой — к другой», — дети в этой ситуации остаются лишь исполнителями, у них не созревает собственный мотив увидеть проблему другого человека, проникнуться ею, самим спланировать свои действия, самим распределить обязанности и таким образом творчески в этом развиться…