— То есть проект подталкивает самих детей к активным действиям?..
— Совершенно верно. Участие в проекте стимулирует ребенка к активным самостоятельным действиям с самого начала, на этапе видения проблемы. И здесь подход учителя должен быть очень тонким — когда он не навязывает ребенку проблему, а учит его эту проблему увидеть. А проблемы сама жизнь предоставляет постоянно. Например, в одной общеобразовательной школе проект созрел после трагедии одноклассницы, у которой мама погибла в автокатастрофе. Дети, конечно, очень сочувствовали этой девочке, переживали за нее. В конце концов, ее забрали к себе родственники из другого города.
Дети же сами пришли к мысли о том, что такая трагедия — далеко не единственный случай. После обсуждения этой проблемы с учителем сам собой возник вопрос: что мы, ученики-восьмиклассники, можем сделать, чтобы как-то повлиять на ситуацию? Стали думать в этом направлении, и родился проект под названием «Чтобы не пришлось любимым плакать».
— Прямо строчка из довольно популярного в свое время, но сейчас забытого шлягера советских времен. И в чем же суть этого школьного проекта?
— Дети нарисовали плакаты, которые затем развешивали в центрах подготовки водителей, в автошколах, а также листовки, которые раздавали водителям, причем во время дежурства на дорогах вместе с инспекторами ГИБДД, был заключен соответствующий договор. То есть рядом с сотрудником полиции стоял ребенок, и каждому водителю, остановленному за нарушение правил дорожного движения, он давал листовку, в которой были написаны очень простые человеческие слова, доходящие до сердца. А затем в ГИБДД были взяты статистические сведения, и оказалось, что в районе, где проходил проект, количество дорожно-транспортных происшествий снизилось на 10 процентов.
Но дело даже не в таком реальном результате деятельности детей в рамках проекта, который они сами инициировали. Главное, что они поняли, что могут как-то повлиять на жизнь вокруг них. Именно таким образом и воспитывается активная гражданская позиция…
— «Активная гражданская позиция» — термин больше из социальной сферы, нежели из области духовно-нравственного воспитания…
— Я ведь привела как пример проектную деятельность общеобразовательной школы. Но главная суть такой деятельности — это изменение себя. Мы ведь хотим воспитать доброго человека. Добро — это производная от любви, без которой нет православного христианина. Но любовь не должна уходить в слова, она должна проявляться в действиях. Поэтому ребенку очень важно получить личный опыт совершения доброго дела. Чтобы он именно хотел делать добрые дела, а не рассуждать о них, лежа на диване или сидя у компьютера. А когда он совершил реальное доброе дело и получил отклик на него и радость от этого легла на его сердце, то этот момент эмоционально закрепляется, и ребенок и дальше будет стремиться делать добрые дела.
Применительно к воскресным школам это очень актуально. Вроде бы здесь с самого начала детей учат только добру и любви к ближнему. Однако не секрет, сколько детей перестают посещать храм, а как следствие, и воскресную школу с наступлением подросткового возраста. Это серьезная проблема. Пока ребенок маленький, все, что происходит в храме и вокруг него, он воспринимает как чудо. С взрослением ощущение чуда уходит, а смысла того, что происходит в храме, он еще не понимает. Поэтому важно, чтобы церковный приход стал для него большой семьей, чтобы он ощущал себя здесь нужным, приносящим пользу человеком. Надо стремиться к тому, чтобы дети предподросткового и подросткового возраста на приходе чувствовали себя не гостями, а маленькими хозяевами, чтобы каждый имел посильные послушания. И они должны быть не повинностью, а работой, выполняемой с желанием, с чувством долга. Активность детей в этом направлении должна приветствоваться и развиваться. Та же клумба у храма. Когда дети сами продумают, как ее обустроить, сами полезут в книжки, чтобы узнать, какие растения как сажать и как за ними ухаживать, а когда они сами посадят цветы, то потом будут ухаживать за клумбой и беречь ее. При этом они будут сами радоваться от сделанного собственными руками, а еще будут радоваться тому, что это радует других людей. Примеры можно продолжать и продолжать — творческий потенциал для добрых дел неисчерпаем. Так и воспитывается дух соборности, который в детской среде проявляется совместными добрыми делами, а затем непременно приведет их и к понятию важности обшей соборной молитвы в храме.
— Можно только приветствовать такой аспект проектной деятельности, которая объединяет детей, а значит, и их родителей вокруг церковного прихода. Какие еще планы на будущее у Центра им. С.А. Рачинского по развитию обучения педагогов воскресных школ?
— С нашими педагогами, прошедшими курсы, мы, надеюсь, расстаемся ненадолго. У нас уже выстроился план дальнейшего методического сопровождения воскресных школ.
Беседовал Дмитрий Осипов
Окончание следует
Источник: газета «СПАС», №2 (131) февраль 2015 г.