Размышление о православной педагогике

— То есть отдает какой-то ювенальщиной?

— Я бы не ставила вопрос так прямо, но уже нельзя не замечать, что в современном обществе модель семьи очень сильно видоизменилась. В русской традиции семья всегда была патриархальной, и у каждого в ней было свое место, своя роль. А сейчас два типа семьи пытаются захватить это семейное пространство. Во-первых, это партнерский тип семьи, основанный на якобы равноправии мужчины и женщины, что в принципе невозможно. Второй тип, как я уже упоминала, — детоцентрированная семья, где все ориентировано только на ребенка, на удовлетворение любых его прихотей и капризов. Это и показывается в мультфильме «Маша и медведь», а задача слушателей была разобраться, как в реальной жизни избежать такого подхода к семейной жизни.

В результате дискуссии было расставлено много интересных акцентов. Практически все согласились, что, вопреки общепринятому мнению, это мультфильм для взрослой аудитории. И там было заложено немало вопросов о том, как правильно воспитывать детей, чтобы он не выросли такими, как Маша, — понукающими взрослыми. Кстати, по мнению многих, кто уже имел дело с этим мультиком, большинство детей воспринимают Машу как отрицательную героиню. Там ведь еще один важный аспект — отсутствие родителей.

В итоге, сравнивая этот мультфильм с другой известной народной русской сказкой «Маша и медведь», участники семинара постарались докопаться до сути того, как надо выстраивать процесс воспитания. Ведь в нашей традиционной сказке, попав к медведю из-за непослушания (отбившись от старших детей, что ей было делать строго запрещено) и, таким образом, поддавшись соблазну, Маша все же начинает реализовывать все то лучшее, что в нее было заложено семьей: убирает дом, готовит еду, то есть заботится о медведе, привносит порядок в хаос его жизни. Поэтому ее душа приходит в некое правильное состояние, благодаря которому она проявляет смекалку и возвращается домой в коробе, который несет медведь. Таким образом, в сказке показан правильный путь ребенка, а если брать шире — любого человека. То есть, попав в сети соблазна, нужно пройти путь осмысления, покаяния, послушания, и тогда ты сможешь одолеть свою страсть.

Есть еще другая сказка, в которой также из-за непослушания Маша попадает в дом, где живут три медведя. Обе эти сказки имеют одно и то же начало: Маша просит ее отпустить, и ее отпускают, но с некоторым ограничениям, которые она нарушает и затем спасается бегством. Вот эти ограничения, на самом деле, и есть некий голос Удерживающего. И он — голос Удерживающего — в русской детской культуре был всегда, во всех произведениях («Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…», «Огуречик-огуречик, не ходи на тот конечик…»). Вот этот голос, обуздывающий своеволие ребенка, направляющий его к смирению и послушанию, напрочь отсутствует в современном мультфильме. Там нет Машиных родителей, непонятно, почему она попадает к медведю. Мы и пытались анализировать не только воспитательное воздействие этого мультфильма, которое по большому счету отсутствует, но и его ценностные основы и связь с русской традицией: есть она или нет, насколько должна проявляться в детской культуре. Поэтому проведение такого семинара было очень полезным.

— По связи с русской народной традицией, которая должна обязательно присутствовать в произведениях для детей, все понятно. А с точки зрения полезности для преподавателей воскресных школ, что дал такой подробный разбор мультфильмов и сказок на семинаре в Светлогорске?

— Здесь много полезных моментов. Во-первых, это способность учителя отбирать материал для работы с детьми. Ведь мультфильмы тоже показывают на уроках, во внеурочной деятельности, в летних детских лагерях и т.д. Учитель должен научиться в этом ориентироваться, делать ценностный анализ мультфильма (или кинофильма). Второй момент: как я уже говорила, работа с родителями — одна из задач педагога воскресной школы, и в том, что касается детской массовой культуры, он должен помочь отделять родителям зерна от плевел. Наконец, очень важно приобретение педагогом способности анализировать культурный текст, то есть работать не только с богословскими текстами, библейскими сюжетами, но и со словами песни, содержанием мультфильма, детской книги и пр., то есть всем тем, что сближает с ребенком.

Иногда просто ужасаешься тому, что предлагается для проведения того или иного православного праздника в воскресной школе. Особенно это касается стихов: так, не всегда понимается, что есть поэзия, а что — банальное стихоплетство. И здесь очень важно научить педагога обладать не только эстетическим вкусом, но и педагогическим чутьем, чтобы не навредить. Сейчас это важно еще и потому, что зачастую предлагаемая литература, даже бестселлеры, в православных книжных лавках имеют спорное содержание, хотя, наверное, пишутся с благими намерениями.

Беседовал Дмитрий Осипов
Продолжение следует

Источник: газета «СПАС», №1 (130) январь 2015 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *