Размышления о православной педагогике (Окончание)

В Калининграде завершились курсы повышения квалификации для педагогов воскресных школ. Они проводились в рамках проекта грантового конкурса «Православная инициатива» Калининградской региональной общественной организацией «Учебно-методический центр духовно-нравственного образования им. С.А. Рачинского» совместно с Отделом религиозного образования и катехизации Калининградской епархии. Об итогах насыщенной работы и о планах на будущее рассказывает руководитель курсов Марина Евгеньевна Соколова. (Окончание. Начало в № 1 (130) январь 2015 г.)

— Марина Евгеньевна, какие еще задачи, помимо обучения, ставились во время проведения курсов повышения квалификации для педагогов воскресных школ?

— Выбранная нами форма проведения итоговой аттестации позволила получить определенный «диагностический срез» деятельности педагогов воскресных школ. Каждый слушатель представил в письменном виде свою авторскую разработку урока или сценария праздника, по которой с каждым было проведено индивидуальное собеседование. Это дало нам возможность познакомиться лично с каждым. Мы увидели тех людей, у кого можно чему-то научиться и опыт которых можно показывать другим. Увидели и те дефициты, которые есть, для того, чтобы дальше адресно работать по их преодолению.250

С февраля мы начали проводить занятия в разработанной нами системе постоянно действующих семинаров для воскресных школ. Планируем их проведение один раз в месяц. Не готова пока сказать, будет ли это подаваться на грантовый проект, но в любом случае эти семинары нам необходимы по двум причинам. Во-первых, все проблемы невозможно решить в рамках одной курсовой подготовки, методическое сопровождение необходимо вести и дальше. Во-вторых, есть требование Синодального отдела образования и катехизации Русской Православной Церкви об аттестации воскресных школ. Поэтому еще одна задача — научить людей создавать нормативную базу своей воскресной школы, разрабатывать программы развития и рабочие программы по различным предметам.

— Не приведет ли это к излишней формализации деятельности воскресных школ?

— Считаю, что нет. Для развития любого дела, и в особенности в духовно-нравственном образовании и воспитании, нужно постоянно повышать свой уровень. Здесь нет никакого формализма, а есть развитие, поступательное движение вперед. Поэтому запланировано провести методические семинары, а также семинары для тех воскресных школ, которые в ближайшее время будем готовить к аттестации.

— Кстати, каким формам работы уделялось наибольшее внимание на прошедших курсах?

— Какого-то особого предпочтения не было — для аттестации слушателям предлагалась любая методическая разработка для воскресной школы. Это могло быть занятие для дошкольной группы. Оно не совсем похоже на классический школьный урок в нашем представлении и создается по другим правилам. Это мог быть урок по любому предмету, как вероучительному, так и прикладному, имеющему творческий характер, например, по бисероплетению. Но обязательным компонентом в нем должна быть православная основа. Это мог быть и сценарий православного праздника — но не просто сценария с распределением ролей со словами, а с обязательным осознанием конечной цели, с постановкой задач воспитательного воздействия. Это могла быть и разработка тематического родительского собрания в воскресной школе. Это мог быть и какой-либо проект, который педагог планирует разработать с детьми. Это и программа какого-то предмета для воскресной школы или программа работы детского православного лагеря, это могла быть и разработка тематической экскурсии.

— Не слишком ли широк спектр разработок?

— Конечно, подавляющее большинство слушателей-педагогов представили либо уроки, либо сценарии, потому что эти формы чаще всего используются и важно профессионально научиться с ними работать. Поэтому в рамках курсов были предусмотрены и лекционные и практические занятия в интерактивной форме, и мастер-классы. Мы в учебно-методическом центре духовно-нравственного образования им. С.А. Рачинского надеемся, что преподаватели и в дальнейшем будут активно участвовать в организуемых нами мероприятиях. Тема одного из ближайших семинаров — «Символика православной иконы». Материалов, которые по данной теме давались на курсах, оказалось явно недостаточно, и педагоги сами попросили продолжить знакомство с этой тематикой. Поэтому Инна Валерьевна Аполонская постарается и дальше раскрыть духовный смысл икон. Она является уникальным специалистом в этой области, сочетая в себе глубокий уровень культурологического и педагогического образования. Поэтому она не только может говорить о символике той или иной иконы, но, что особенно важно, обращает внимание на ее восприятие с педагогической точки зрения.

— По какой еще тематике будут проводиться занятия и семинары?

— Конкретно я сказать пока не готова, так как жизнь постоянно вносит какие-то коррективы. Вообще же я должна отметить, что в Калининградской епархии есть целый ряд специалистов, встреча с которыми будет очень полезна педагогам воскресных школ, и мы постараемся организовывать встречи и занятия с ними. По возможности будем присоединять наших педагогов и к большим мероприятиям, проводимым Калининградским областным институтом развития образования, куда приглашаются специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, Калуги.

— Планируете ли в дальнейшем участвовать в грантовых конкурсах, благодаря которым можно проводить обучение на столь достойном уровне?

— Время покажет. А пока хотелось бы выразить слова благодарности устроителям грантового конкурса «Православная инициатива» фонда «Соработничество». Для нас эта поддержка очень существенна. Мы имели возможность приобрести для Центра им. С.А. Рачинского мультимедийный переносной проектор, и теперь семинары можно устраивать где угодно по всей территории области, что раньше было затруднительно. Появилась многофункциональная копирующая техника, что тоже необходимо для качественной работы. Как вы знаете, география курсов была достаточно широкая, и мы за счет выделенных средств могли устраивать для приезжавших издалека слушателей трапезу — обед, чаепитие с пирогами.

Сама по себе реализация проекта явилась для нас хорошей школой, потому что мы для себя открыли ресурсы, которые раньше недооценивали.

Комментарии закрыты.