Русская православная миссия в досинодальный период

История русской православной миссии, как и история русской святости, тесно связана с историей нашего земного отечества — России. Фактически, как бы ни пытались отделить атеистически настроенные ученые историю русской духовности от истории нашей Родины, но именно Православная Церковь, ее Предание, жизнь в Духе Святом наполняла и формировала тот строй жизни, ту мировоззренческую основу, которая именуется русским миром или просто Святой Русью. В этой статье мы попытаемся пройти путями русских благоверных князей, монахов-просветителей и первых миссионеров досинодального периода нашей Церкви.

Святитель Климент РимскийНачало просвещения Руси

Предание Церкви хранит свидетельство о том, что история духовного просвещения Руси начинается со св. апостола Андрея, прошедшего с евангельской проповедью до русской земли и установившего на киевских горах крест с пророческими словами о том, что на этих землях воссияет свет Святой Троицы и в водах Днепра, как в купели Крещения, родится новый христианский народ.

Из истории Церкви нам также известно, что вскоре после апостольской проповеди в Крыму и Херсоне, в местах древних греческих, а затем и римских колоний, возникает первая православная епархия в русских землях. Здесь же при императоре Траяне находился в ссылке святой мученик Климент, епископ Римский. Таким образом, начатое апостолом Андреем просвещение римских и местных язычников продолжено мужем апостольским — святым Климентом, который, прибывши в Таврию в сопровождении многих из своей римской паствы, уже этим одним способствовал умножению здешних христиан. Уже по истечении непродолжительного времени своего пребывания в Крыму толпы язычников спешили к нему со всех сторон и ежедневно по нескольку сот принимали от него Крещение, так что в продолжение одного года святой благовестник успел искоренить язычество на всем полуострове и устроить до 75 церквей. Весть об успехах святого Климента быстро достигла римского императора и немедленно привлекла сюда гонение на христиан, во время которого сам святой епископ (в 100 году) был мученически утоплен в море, а из его паствы одни также запечатлели свою веру мученическою смертью, а другие, возможно, решились скрывать ее от язычников.

Следующим и, пожалуй, главным эпизодом истории просвещения Руси было посещение южных краев нашего отечества святыми братьями-миссионерами Кириллом и Мефодием во время их путешествия к хазарам. Их трудами была проделана огромная и неоценимая работа по созданию письменности с целью перевода на славянские языки Священного Писания и богослужения. Поэтому уже ко времени просвещения киевского князя Владимира существовала значительная духовная христианская литература, а в самой столице Древней Руси — Киеве уже имелась первая православная община и храм.

Путь святой равноапостольной княгини Ольги, мудрой государственной деятельницы, был очень непрост. Мы знаем, что она крестилась в Константинополе и возвратилась в Россию глубоко уверовавшей православной христианской. Она всю жизнь пыталась привести ко Христу своего сына Святослава, но его дикая, необузданная натура так и не поддалась ее влиянию. Не сразу пошел за Ольгой и ее внук. Правда, Святослав любил и уважал мать; ее похороны были устроены так, как она завещала: по христианскому чину.

Крещение РусиМного лет спустя ее внук Владимир принимает Св. Крещение и приносит христианство на Русь. Это был прежде всего личный пример великого князя Владимира, любовно прозванного в народе Красное Солнышко, и его дружины. Однако в летописи говорится, что воля князя была достаточно определенной: все, кто хотели быть друзьями князя, должны были последовать его примеру. И народ сошел в Днепр и крестился. Это можно назвать настоятельным советом великого князя или как-то иначе — подробностей мы не знаем. Известно лишь, что никаких серьезных противостояний благочестивой воле князя не было.

Владимир делит русскую землю на уделы и посылает своих сыновей в разные города. К примеру, князь Глеб приходит в Муром с дружиной и духовенством и предлагает жителям города креститься. Горожане отказываются. В таких случаях, по повелению князя Владимира, увеличивался размер подати или следовали другие меры, свидетельствовавшие о недовольстве князя. Но мы знаем лишь, что князь Глеб вышел из Мурома, поставил рядом с городом свой княжеский двор с теремом и храмом и начал править городом, находясь вне его стен и не требуя от жителей крещения. Довольно скоро Глеб погибает вместе с Борисом. Горожане его чтят, но не крестятся. И только при его преемнике князе Константине Муром принимает Св. Крещение.

По-видимому, примерно то же происходило и в других древних русских городах. По крайней мере, мы, в отличие от многих стран западной Европы и в особенности Скандинавии, не имеем отчетливых и подтвержденных исторических примеров крещения Руси огнем и мечом.

Вместе с христианством в русские города пришла высокая культура (зодчество, книги, пение, ученость). По уровню просвещения эти города были выше тогдашних городов Европы. Дочь Ярослава Анна в домонгольский период становится королевой Франции и, в отличие от своего неграмотного мужа-европейца, владеет языками, высокой византийской культурой, которая была уже усвоена при дворе князя Ярослава. Монастыри как центры духовного и нравственного просвещения и воспитания были во всех крупных городах (по образцу Киева). Вне городов первое время монастырей, возможно, не было. Между городами жило море непросвещенных народов, населявших русскую землю. Так начиналось просвещение Руси в первый домонгольский период.

Итак, первый достаточно яркий период миссионерства на Руси — это просвещение, преимущественно городское, с одной стороны, интеллектуальное, характеризующееся расцветом православной культуры, перенятой из Византии и преломленной через русское сознание; с другой стороны, это зарождение тоже преимущественно городской монашеской, духовной традиции, опыта жизни в Духе Святом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *