Русская православная миссия в досинодальный период

Православная миссия в XVI—XVII веках

Третий период в истории русской православной миссии начинается с царствования Иоанна IV Грозного и продолжается до конца XVIII века. В 1552 году, когда Иоанну Грозному было 19 лет, произошло завоевание Казани, Казанского татарского царства. В 1556 году присоединяется Астраханское царство, в 1582 — начинается освоение Сибири, которое продолжается до самого конца XVII века. В 1697 году последние восточные земли были освоены казаками. В русское государство вошли разные племена и народности, и прежде всего Казанское и Астраханское царства. Им подчинены были финские и монгольские племена: черемисы, чуваши, мордва, вотяки, ногайцы, башкиры.

Русские православные миссионеры обращались к народам со словом веры и любвиВ середине XVII века в Нижнее Поволжье переселяются кочевые орды калмыков из Азии. В это время и Казанское, и Астраханское царства были уже мусульманскими. Другая часть татар, жившая не по городам, а по деревням, а также кочевые племена придерживались язычества. Различные языческие шаманские культы принимали и другие инородческие племена, жившие в этих областях. С христианством они были не знакомы, за исключением городов, где было много русских пленников.

В Сибири в основном было три группы инородцев: племена финского (вогулы, остяки, самоеды), монгольского (киргизы, калмыки, буряты, тунгусы, якуты, чукчи, каряки, камчадалы) и тюрко-татарского происхождения. В финской группе было развито шаманство; это была самая дикая и малокультурная группа. Среди монгольских племен был распространен ламаизм, введенный в Сибири ханом Кубаем в XIII веке.

Ислам привнес в Сибирь хан Ахмет-Гирей в XVI веке. Его принесли с собой и беженцы после завоевания Казанского и Астраханского царств при Иване Грозном. То есть ислам пришел в Сибирь всего лишь лет за 50 до того, как туда пришли казаки, а до ислама о христианстве там практически ничего не знали. И перед Русской Церковью, перед русским народом встала задача — просветить светом Христовым, светом Православия пространство в восемь раз большее, чем недавно еще вся тогдашняя Русь.

Племена, населявшие эти пространства, были не только разноязычными, но и разными по вере, образу жизни, по происхождению, быту. Громадные пространства и суровый климат Сибири, кочевой образ жизни населявших ее племен, а также малая населенность этого края затрудняли постоянные контакты с местными народами, как и крайне низкий уровень развития кочевников. Эти края медленно осваивались государством, причем государственные чиновники отнюдь не всегда были примером христианства. Другая особенность — это то, что миссионеры того времени не имели никакой специальной подготовки. Они не знали языка местных народов, их верований, их быта, не имели никаких пособий по миссионерской работе. Но когда находились духовно просвещенные миссионеры, знавшие местные языки, результат бывал тут же заметен: инородцы тысячами принимали христианство.

В основном этими миссионерами были люди, которые с детства или с юности контактировали с этими народами и знали местные обычаи и язык. Опыта миссионерской деятельности Россия тогда не имела, а настоящих миссионеров не было со времен Стефана Пермского. Пропитанные православным духом монахи, казаки привлекали к себе инородцев, но что-то прочное, надежное получалось лишь тогда, когда инородцы попадали в русскую среду. Не было и речи о том, чтобы на местном языке звучало слово Божие — не было ни местной письменности, ни даже азбуки. Пришедшие в христианство инородцы хотя и участвовали в богослужениях, но ничего по-русски не понимали. Таким образом, даже потянувшиеся к христианству язычники оставались жить в языческой среде, и в христианство глубоко не укоренялись.

Другая трудность была особенно характерна для татар: будучи завоеванными русскими, они сохраняли к ним недоверие, а к нашей вере — неприязнь. Этому часто способствовала и политика государственных чиновников, которые начинали свою деятельность с разрушения мечетей, кумиров и кумирен.

Святой Стефан ПермскийСамыми многочисленными и самыми культурными были татары. Они не забыли о том, что в течение двух веков господствовали на Руси. Антагонизм по отношению к русским и ко всему русскому (политический и религиозный) постоянно жил в среде татар, парализуя и русскую политику, и русскую духовную миссию. Инородцы как бы ушли в себя и в течение долгого времени оставались загадкой для русских. Даже проповедь христианская как бы скользила по поверхности. Самыми податливыми оказались шаманские племена, крепче них были ламаисты, но еще крепче были татары. Ислам захватил практически все татарские народности, так что в течение долгих веков слова «татарин» и «магометанин» были синонимами.

И все-таки просвещение шло. В Казани, в течение девяти лет (с 1555 по 1564) подвизался св. архиепископ Гурий. При нем приняли христианство тысячи татар, построены школы, храмы, монастыри; он защищал татар от произвола чиновников, учил их. Св. Гурий постоянно проповедовал и трудился, даже больной до самой своей кончины. Перед кончиной он призвал к себе своего буду преемника на миссионерском поприще — архимандрита Варсонофия, и принял от него схиму. Скончался он в декабре 1564 г. и погребен за алтарем храма Спасо-Преображенской обители. Позднее Варсонофий основывает монастырь в честь Преображения Господня, строит церкви; много проповедует, чему способствует знание языка.

Народ чтил Варсонофия. По его молитвам исцелялись больные; он известен был своей ученостью. Почил в 1576 г. и был погребен рядом со святителем Гурием, с которым его связывала при жизни большая духовная любовь.

Третьим просветителем татар был Герман — преемник Гурия в управлении Казанской епархией. Герман скончался в 1569 г. С тех пор появились целые обширные православные татарские поселения (с того времени их называли «старокрещенами»), много крещеных татар было и в самой Казани.

***

Итак, первый этап просвещения Руси — это период, связанный с именами святой равноапостольной княгини Ольги и ее святого внука князя Владимира, это крещение русского народа и просвещение древних русских городов. В этот период еще недавно бывший языческим, русский народ перенимает традицию Вселенской Православной Церкви, ее духовную культуру и опыт жизни во Христе. Миссия первого периода — это городская миссия, можно сказать, миссия среди древнерусской элиты — княжеского двора, дружины, купечества и городского населения.

Второй этап — монашеская колонизация Руси — просвещение народа многочисленными монахами-отшельниками, идущими вглубь страны с проповедью Евангелия и устроением новых обителей, вокруг которых собираются будущие духовные ученики и обычные верующие люди. Таким образом, второй этап русской православной миссии в целом завершает просвещение русского народа, объединяя под покров Церкви не только городское, но и сельское население.

Третий этап — это яркое проявление апостольского характера Русской Церкви, который показал, что задачи Православия не узко национальные, но вселенские, объемлющие все народы, еще не просвещенные светом Евангелия.

Денис Михалев

Источник: газета «СПАС», №5 (122) май 2014 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *