VIII всероссийский научный семинар «Агиография в русском культурном пространстве» прошел в Калининграде.
Агиография — это отрасль богословия, которая изучает описание жизни святых. Поэтому большой интерес вызвали выступления 11 октября на публичном лектории в конференц-зале храма святого благоверного князя Александра Невского, посвященные священнику Понтию Рупышеву, создавшему православную общину в местечке Михново под Вильнюсом, куда, кстати, не раз приезжали паломники от разных приходов Калининградской области. Настоятель храма протоиерей Александр Соколов призвал Божие благословение на проведение лектория и, обратившись с приветственным словом к участникам сказал: «Несмотря ни на какие жизненные трудности, мы продолжили нашу традицию, собрались вместе для глубокого осмысления наследия великих людей. Слава Богу, что в России есть еще много мыслящих людей, для которых эта преемственность имеет значение, а это дорогого стоит».
Письменному наследию протоиерея Понтия большое внимание уделяла профессор БФУ имени И. Канта Людмила Дорофеева, выступившая на лектории с докладом «Главное чудо отца Понтия — Михновская община. Жизнь в Предании». В частности, она отметила: «Святитель Игнатий (Брянчанинов) разделяет чудеса и знамения на истинные и ложные. Главным критерием истинности чуда является присутствие у него смысла и цели, которые должны быть благими и разумными, то есть направленными на спасение души… В отношении отца Понтия не раз приводились такие чудеса. Это и чудо исцеление его самого, исцеление им самим болящих людей. Его писания также говорят о несомненном его даре прозорливости, даре слова, даре молитвы. И все же самое главное чудо, как он сам говорил, — это создание им православной общины в Михново. Во всех материалах проводится мысль о несомненном Промысле Божием, действующем во всей её истории. Промысел Божий проявляется в разных формах — явных и прикровенных, порой — чудесных, порой — как бы обыкновенных. И еще важно помнить: когда мы обращаемся к сфере агиографии, то есть святости, то мы вступаем в область Священного Предания, которое и есть действие Духа Святого в человеческой истории. Цель наша — рассмотреть подвиг создания общины отцом Понтием как проявление чуда, то есть действия благодатной силы синергии Бога и человека…
Это действие уже явно проявляется в семейном предании о строительстве домовой церкви в Меречь-Михновском поместье, на что было получено благословение в 1915 году, в сложное время Первой Мировой войны у старца Нектария из Оптиной пустыни. Явное благословение Божией Матери будущей общине, до основания которой оставалось еще несколько лет выразилось, как описывается в воспоминаниях, и в чудесном появлении в Михново Её чудотворного образа «Спорительница хлебов». Сегодня это одна из главных святынь общины. По словам профессора Сегедского университета (Венгрия) Валерия Лепахина, который не раз был участником наших семинаров: «За иконой стоит вся православная догматика, выработанная на протяжении многих столетий, на Семи Вселенских Соборах и в писаниях святых отцов». Иначе говоря, икона является фактом Священного предания, её явление, пребывание и, конечно, почитание её как святыни, — это свидетельство жизни общины в Предании. Столь же знаковым в этом плане явилось приобретение еще одной чудотворной иконы Божией Матери «Казанская», которая связана со вторым духовным источником рождения Михновской общины, — именем святого праведного Иоанна Кронштадтского, духовным братом и чадом которого был отец Понтий. Итак, два ключевых духовных центра православной России конца XIX-начала XX века дали основание Михновской общине, что очень важно для понимания ее связи с историей русской святости.
Духовная почва для рождения общины подготавливалась постепенно: внутри семьи Корецких сначала созревала потребность в духовной жизни, потом появились обстоятельства, приведшие о. Понтия в это имение именно в тот момент, когда духовная жажда сестер искала живого слова Истины. Со стороны о. Понтия проявилась его прозорливость и в выборе самой формы аскетической жизни: не монастыря, а подобия ранним христианским общинам, объединяющих всех жить и спасаться во Христе. Даже с исторической точки зрения нам видна мудрость этого решения — монастырь скорее всего был бы разгромлен и уничтожен не единожды…
Поэтому очевиден в самом зарождении общины Промысел Божий, что было ответом на внутренний зов верующих сердец тех, кто Его искал. Монастыри и святые места появляются не по мановению волшебной палочки, а по духовному состоянию народа как милость и помощь Божья. И только в этой свободе человеческого выбора, в напряжении духовных усилий людей, направленных к воле Бога, и возможно действие его благодати. На мой взгляд, уникальность этой общины заключается в воплощении этого принципа на всех уровнях общины для каждого ее члена».
С докладом «Троическое мироощущение о. Понтия Рупышева: новые наблюдения» выступил протоиерей Илья Шапиро, настоятель храма Живоначальной Троицы в селе Горетово Можайского района Московской области. А кандидат богословия, кандидат филологических наук, доцент МДА Михаил Первушин в своем выступлении «Оружие любви» привел основополагающую цитату к пониманию духовного творчества о. Понтия: «Единственное угодное Богу — только любовь. А молитва — это оружие любви, и чем её в нас больше, тем доступнее становится это оружие». Лирическим мотивом, завершившим работу лектория, стали стихи Аглаиды Рупышевой, дочери отца Понтия, прочитанные протоиереем Ильей Шапиро.
В этот же день в «Екатерининском зале» калининградской Православной гимназии состоялся круглый стол «Актуальные проблемы изучения древнерусской агиографии: текст и контекст», в котором принял духовник гимназии, преподаватель церковно-славянского языка иерей Михаил Собачинский. Основной доклад по теме «Агиография как область христианской культуры и раздел древнерусской книжности: жанровые разновидности и обусловленные временем перемены» представил для обсуждения главный научный сотрудник Отдела древних славянских литератур ИМЛИ РАН (Москва), профессор МДА Владимир Кириллин. В докладе были выдвинуты проблемные темы в связи с самой категорией «агиография». Предметом обсуждения стали вопросы соотношения агиологии и агиографии, критической и практической агиографии, сравнительной агиографии, агиографических прототипов и агиографического канона, развития и изменения агиографии как литературного творчества, языка агиографии, ее жанровых форм и взаимодействия с идеологией.
Заведующий Отделом древнеславянских литератур ИМЛИ РАН Михаил Люстров в своем докладе «Европейская агиография в восприятии русского переводчика» осветил проблему понимания русским переводчиком европейских средневековых текстов. Ведущий научный сотрудник Отдела древнеславянских литератур ИМЛИ РАН Ольга Туфанова в своем докладе «Мотив покаяния в визионерской литературе Смутного времени» рассказала о жанре видений периода смутного времени, представляющих собой особую часть древнерусской агиографии, показав при этом его связь с иконой, народные основы этого жанра, его историзм и поэтичность. Старший научный сотрудник отдела древнеславянских литератур ИМЛИ РАН Михаил Первушин представил мало разработанный аспект изучения житийной литературы в своем сообщении «Агиография на службе идеологии (на примере Жития Феодора Иоанновича патриарха Иова, XVII век)». Профессор БФУ Людмила Дорофеева очертила круг вопросов, связанных с проблемой изучения поэтики житийных текстов в сообщении «Поэтика образа святого».
На следующий день в филиале Нахимовского военно-морского училища были проведены мастер-классы для студентов бакалавриата ОНК «Институт образования и гуманитарных наук». В них принял участие священник храма святого благоверного князя Александра Невского, духовник филиала НВМУ Игорь Дюкарев, проведший занятие в 9-м классе на тему «Феодор Ушаков — святой праведный воин».
Научный семинар «Агиография в русском культурном пространстве» — это уже устоявшаяся традиция, включающая в себя глубокие исследования в области агиографии. Всего в нем кроме докладчиков из Калининграда приняли участие представители нескольких городов России (Москва, Великий Новгород, Рязань, Санкт-Петербург, Томск, Сургут), а также в режиме онлайн из-за границы — Венгрии, Черногории, Хорватии, Эстонии.
В течение четырех дней участники семинара работали как в классических форматах (круглые столы, устные доклады, лекции, мастер-классы), так и могли увидеть агиографические мотивы и образы в фильме японского режиссера Акиро Куросавы «Расёмон» на площадке «Киноклуб». Кроме того, гости конференции посетили лекцию-концерт «Гений Чайковского» преподавателя Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова Георгия Федорова, проходившего в конференц-зале гостиницы «Аквамарин» в поселке Янтарный.
Организаторами мероприятий в рамках семинара были Калининградская митрополия Русской Православной Церкви, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, филиал Нахимовского военно-морского училища в Калининграде.
Дмитрий Осипов, фото автора и пресс-службы БФУ им. И. Канта