8 декабря 2022 г. в Калининградском областном театре кукол состоялась торжественная церемония закрытия I Областного фестиваля детского литературного и театрального творчества им. Ф.М. Достоевского.
Фестиваль был организован Калининградской митрополией Русской Православной Церкви при поддержке Министерства образования Калининградской области и Министерства по культуре и туризму Калининградской области.
Фестиваль им. Ф.М. Достоевского открылся в очень символическую дату – в День рождения великого русского писателя и философа 11 ноября 2022 г. у его памятника, в сквере Калининградского областного драматического театра (см. по ссылке: //kdeparh.ru/86862-2/#more-86862, по ссылке: https://edu.gov39.ru/news/36069/, видео по ссылке: https://vesti-kaliningrad.ru/u-pamyatnika-dostoevskomu-v-kaliningrade-sovershena-litiya-po-sluchayu-201-letiya-so-dnya-rozhdeniya-pisatelya/, также видео с 37:50 минуты по ссылке: https://rutube.ru/video/110f43fc56e5593148a903a9b38feee0/).
На фестиваль было представлено 20 спектаклей и 24 письменные литературные работы. Приняли участие около 200 ребят и 35 педагогов из 34 – х образовательных организаций Калининградской области, что составляет 20% от общего числа школ региона.
Фестивальными площадками для направления «Театр» стали Православная гимназия г. Калининграда и Духовно-просветительский центр «Преображение» г. Черняховска — 22, 28 и 29 ноября 2022 г., жюри фестиваля, в состав которого вошли представители профессиональных сообществ театралов, педагогов и священнослужители, были представлены 19 спектаклей и один декламационный номер (см. по ссылке: //kdeparh.ru/v-kaliningrade-proshel-prosmotr-rabot-v-ramkax-i-oblastnogo-festivalya-detskogo-literaturnogo-i-teatralnogo-tvorchestva-imeni-f-m-dostoevskogo/, по ссылке: https://baltic.rgisi.ru/media-razdel/novosti/481/, а также по ссылке: //kdeparh.ru/v-kaliningrade-proshel-vtoroj-prosmotr-rabot-v-ramkax-i-oblastnogo-festivalya-d-imeni-f-m-dostoevskogo/#more-87633).
Театральная педагогика – это, прежде всего, педагогика, а затем уже театральная. Педагог тот, кто ведет ребенка в пространство родной культуры, в котором живет сам, и помогает ребенку стать наследником этой культуры. Таким образом, история о театральной педагогике – это история о традиционных духовно-нравственных ценностях и национальном культурно-историческом наследии.
Все это весьма актуально с точки зрения принятых Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также в условиях расширения движения школьных театров, получившего развитие в последнее время в системе общего образования.
Каждая фестивальная работа наших участников, будь то театр или литература, посвящена какой-либо ценности, выраженной в предложенных положением о фестивале цитатах из произведений Федора Михайловича. Какой именно – выбирали сами участники.
Участники, члены жюри, а также представители ведомств образования и культуры отметили в качестве важного фактора ту особенность фестиваля, зафиксированную в положении о нем, что эпиграфами к театральным и литературным работам стали высказывания Ф.М. Достоевского. Например, такие как: «Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества» (Ф.М. Достоевский, роман «Идиот»), «Через детей душа лечится» (Ф.М. Достоевский, роман «Идиот», «Война поднимает дух народа и его сознание собственного достоинства. Война равняет всех во время боя и мирит господина и раба в самом высшем проявлении человеческого достоинства – в жертве жизнью за общее дело, за всех, за отечество» (Ф.М. Достоевский, «Дневник писателя») и другие высказывания писателя, а также цитаты из его произведений.
Эта особенность стала главным фактором, определившим ценностную и смысловую направленность в целом фестиваля, а также каждого коллектива и индивидуального участника. Более того, она стала той закваской и тем фактором, которые задали действительно воспитательную педагогическую направленность деятельности участников фестиваля, организаторы которого надеются на то, что эта направленность распространится на деятельность всего движения школьных театров.
Фестиваль стал общим полезным, приятным и радостным событием для его участников, а для жюри доставил массу положительных эмоций и дал пищу для размышлений о цели и задачах театральной педагогики вообще и школьного театра в частности.
Учредители фестиваля выражают благодарность Министерству образования Калининградской области, Министерству по культуре и туризму Калининградской области, Калининградскому областному институту развития образования, Комитету по образованию городского округа «Город Калининград» за участие в работе Организационного комитета фестиваля и большую практическую поддержку работы фестиваля на всех ее этапах, в том числе в форс-мажорных обстоятельствах, Православной гимназии г. Калининграда за организационное и техническое обеспечение двух дней просмотра жюри фестивальных работ по направлению «Театральное творчество», непосредственную включенность в деятельность по обеспечению работы фестиваля, Калининградскому областному театру кукол за большую помощь в обеспечении закрытия фестиваля, МАОУ СОШ № 19 г. Калининграда за постоянную включенность администрации школы в процесс и оперативную помощь в корректировке организационно-методического сопровождения работы фестиваля, Информационному отделу Калининградской епархии за оперативное реагирование и помощь в обеспечении информационной поддержки фестиваля в различных СМИ, Филиалу Российского государственного института сценического искусства в Калининграде, Балтийскому федеральному университету им. И.Канта, Калининградскому областному драматическому театру, Калининградскому областному музыкальному театру, ГАУ КО «Центр диагностики и консультирования детей и подростков», МАОУ Лицею № 18 г. Калининграда и другим организациям за отклик, поддержку и предоставление возможности их сотрудникам участвовать в работе жюри фестиваля, а также всем тем организациям и специалистам, которые участвовали в обеспечении и сопровождении работы фестиваля.