Сражаться за нравственную Россию – это прежде бороться с матерной бран

О проблеме матерной брани в России – беседасопредседателя Всемирного Русского Народного Собора в Калининградской области Дмитрия Коновалова с автором социального проекта «Россия без сквернословия» Олесей Дьяченко

— Олеся Александровна, в минувшем году на съезде Всемирного Русского Народного Собора, а затем на Рождественских чтениях Святейший Патриарх Кирилл призвал наш народ одуматься и прекратить ругаться матом. Мне кажется, это произошло впервые в русской истории. Я не припомню из проповедей московских патриархов, высказываний глав нашего государства, заявлений высших чиновников о распространении в нашей речи сквернословия. Да, очевидно, русский народ не был сквернословным. Почему в наше время, как следует из статистических данных, 87% населения матерятся?

— Думаю, что и такого засилия матерной брани ещё не было в России за весь её период. Наверное, после греха «гордыни», матери всех пороков, этот грех поработил абсолютно все возраста и социальные группы. И, страшно сказать, что и женщины, рожая детей сейчас матерятся, и старики на смертном одре, не говоря уже про последние слова, которые выкрикивает человек в самых опасных жизненных ситуациях, о чём немало свидетельствуют камеры видеорегистраторов автомобилей и камеры гоу-про у военных. Таким образом, и первые, и последние слова у русского человека становятся матерными. Это говорит, о том, что утерян страх Божий и Вера в Творца. Мир стал очень эгоцентричен, где во главе угла ставится собственное «Я» и свои интересы. Ведь мат – это не языковая и культурная проблема, а прежде всего духовная. Потеряны духовные ориентиры. Ведь, как говорил великий Достоевский устами Ивана Карамазова, если Бога нет, то мне все позволено.

— Да, Вы верно подметили про утерянные духовные ориентиры. Вот скажем в годы перед революцией, когда Россия была нравственной и духовно развитой страной, процент разводов был равен практически нулю. Разводились лишь в исключительно крайних случаях, и это было лишь среди аристократии. В советское время народ, воспитанный еще той Россией, разводился в двух браках из десяти. А нынче распадаются восемь браков из десяти. Это духовно-нравственный кризис, и проявляется он в том числе в матерной брани. Тогда выходит, что борьба с матерщиной – это задача сугубо религиозных организаций? Ведь источником нравственного сознания человека является религия. Или Вы видите в этой борьбе за нравственное развитие общества возможность государственного влияния?  

— В истории России матерная брань захлестывала наш народ в периоды великих потрясений. Мат разрушает духовный фундамент русского народа, препятствует воцерковлению людей, разрушает табу, низвергает авторитеты, исторически присущие нашему народу: авторитетЦеркви, родителей, старших по возрасту, руководителей и пр. Растлевает молодежь, разрушает семьи, снижает рождаемость, культивирует космополитизм граждан.

Мат уничтожает Россию!

Борьба с матерной бранью сегодня особенно актуальна в связи с кризисом семейных ценностей в России, так как и психологи, и социологи, и криминологи подтверждают, что конфликты в семье, приводящие к домашнему насилию, разводам в подавляющем большинстве случаев провоцируются, сопровождаются, усугубляются именно матерной бранью.

Мат разрушает авторитет брачного союза, авторитет главы семьи, культивирует пренебрежение к женскому полу, разрушает образ женщины как «немощнейшего сосуда». Растлившаяся посредством мата молодежь сводит отношения мужчины и женщины только к блудной страсти.

Советский человек был воспитан ещё на той христианской закваске, что позволяло ему соблюдать заповеди Божии. А сегодняшний человек, это уже закваска безбожного времени и требуется время, чтобы произошло переформатирование сознания человека и общества.

Конечно, государство должно быть и носителем, и охранителем духовно-нравственных законов. Сейчас появляется надежда, что в России зарождается симфония между церковью и властью, которая позволит бережно восстановить утраченные институты, например, институт семьи. Конечно, государственная поддержка необходима. При этом важно помнить, что и государство, и церковь, – это прежде всего люди – наши родители, братья, сестры, коллеги, однокурсники, соседи и прочие, поэтому хоть и разделяя понятия «государство» и «церковь», мы должны понимать, что это всё – мы. Поэтому именно мы можем влиять на своё окружение, подавая свой собственный пример.

— Согласен, начинать с себя. И Церковь в этом смысле ведет нас верным курсом – начни с себя. Поэтому запущенный не без Вашего участия великопостный марафон «Я и моя семья без мата» это весомый вклад в чисторечие и чистомыслие нашего народа. Но как относиться к мату вокруг нас? Нередко можно встретить в магазинах товары с матерщиной, в интернете видеоролики. Есть, или может должны быть какие-то правовые рычаги очищения нашей жизни от сквернословия? Может необходимы законодательные инициативы? Ведь одной только социальной рекламы проекта «Россия без сквернословия» недостаточно.

— А как относится к тому, когда оскорбляют твою маму? Когда хулится имя Божией Матери?

Конечно, во многом такое распространение матерной брани связано ещё и с потерей нашего народа элементарного знания, что такое матерная ругань. Она поэтому и называется «матерная», поскольку используется понятие «мама» в самом его низменном проявлении.

Раньше сквернословов называли также и «богохульниками». Поэтому замена названия этой инфернальной лексики на «нецензурная брань», «непечатное слово», «крепкое словцо» и прочее повлияло и на отношение к этому понятию.

Например, если «аборт» заменить на «детоубийство», которое, по сути, тем и является, то и отношению к такому явлению стало бы меняться. Также и с матом. Нельзя быть чуть-чуть «богохульником». Поэтому и одна из наиболее важных задач нашего проекта – это просветительская деятельность.

Надо отметить, что явно ощущается дефицит проповедей на тему сквернословия. Так как даже среди православных христиан бытует мнение, что употребление «крепкого словца» иногда допустимо.

Как известно наш проект молодой и вырос он из личной инициативы, но сейчас всё больше и больше людей присоединяются к нашему проекту. Нами подготовлены просветительские листовки на разные группы населения. Есть общие на широкую аудиторию, есть специально разработанная для девушек и женщин, есть для воинов, которые мы отправляем вместе с гуманитарной помощью в зону СВО.

На минувших Рождественских чтениях мы представили пособие по профилактике сквернословия среди подростков, а также поделились эффективными наработками и практиками. На нашем ресурсе есть и различная современная агитационная продукция, которая очень отзывается в сердцах нашей молодёжи. Что касается товаров и видеороликов с матерщиной, то здесь мы предлагаем каждому включиться в этот процесс по вычищению «чёрного слова» из нашей среды.

Нашими юристами-добровольцами разработаны образцы жалоб на вышеназванные товары и блогеров, использующих на своих ресурсах матерщину. Любой неравнодушный гражданин может воспользоваться этими образцами жалоб и отправить в соответствующие органы. Если таких жалоб будут ни одна или две, а тысячи, то и ответ на государственном уровне не заставит себя долго ждать и будут приняты соответствующие решения.

Одно из таких предложений мы вынесли на прямую линию с Президентом нашей страны В.В. Путиным. Наша инициатива заключалась в том, что с учётом того, что после обязательной с 1 ноября 2024 года регистрации в Роскомнадзоре блогеров с аудиторией свыше десяти тысяч подписчиков они фактически имеют все признаки Средств Массовой Информации. Поэтому предложили распространить положения законодательства о запрете матерной брани в СМИ на публичные каналы блогеров и лидеров мнений.

Социальная реклама это один из эффективных способов заявлять о проблеме, привлекать к ней внимание. Все доступные способы нужно использовать в этой борьбе.

— Олеся Александровна, созданный Вами проект «Россия без сквернословия» — это, несомненно, сражение за нравственную Россию, за ее будущее – многодетное, семейное, исповедное, чистое. И во многих регионах, прихожане и отцы в храмах подхватываютинициативы по борьбе с матом. Это прежде говорит об актуальности проблемы среди традиционалистов страны…    

На наших глазах происходит слом старой и построение новой цивилизации. И новаяцивилизация могла бы стать «цивилизацией Достоевского», в которой «России отведена роль души и умного молящегося сердца». Но не потекут из уст русского человека слова молитвы, если рот забит сквернословием, а лексикон скукожился до смайликов и «трёх-четырёх матерных слов». «Не течёт из одного источника сладкая и горькая вода».  Греховное повреждение матерной руганью русского языка несёт не просто деградацию, а уничтожение и смерть русского народа. Значит, мы или исчезнем как народ вообще, или перестанем быть русскими. Поэтому и важно не упустить это время, когда мы перейдём черту, после которой возврат уже невозможен, пойдут необратимые изменения.

Наши инициативы на местах стали подхватывать неравнодушные педагоги, священники, родители. Особенно отозвался наш марафон «21 день без сквернословия я и моясемья», предложенный и апробированный в одном из колледжей Новороссийска педагогом Митрофановой Подростки с охотой вступали в такой эксперимент, когда нужно было 21 день, минимальное время для формирования привычки, провести без употребления матерной лексики, но важным условием было фиксировать в дневнике свои ощущения, честно отвечая себе на вопросы получается или нет бороться с этой привычкой, что помогает, что мешает, придумывать свои способы борьбы. Мы распространили эту практику в рамках нашего проекта «Россия без сквернословия» и запустили впервые всероссийский марафон в январе 2025 года. По итогам были полученыудивительные трогательные дневники, где и юноши, и девушки, и взрослые люди делились своими впечатлениями. Все отмечали, что привычка настолько укоренилась и с ней действительно очень сложно бороться. Но при этом, большинство записей было об одном, что люди стали ощущать чистоту – чистоту мышления, чистоту сердечную, говорили об улучшении взаимоотношений, а женщины стали ощущать и испытывать потребность в женственности, в одном из дневников было написано: «Мат убивает женственность», «Мне впервые за многое время захотелось одеть юбку». А юноши ощутили, что отказ от мата делает их «сильнее и мужественнее», а мат стал восприниматься «как удел слабаков».

В преддверии Великого поста мы получили благословение и решили запустить подобныймарафон на весь период поста. «Великий пост без сквернословия я и моя семья». Нас поддержало духовенство, были записаны видеообращения с призывом вступить на поприще поста без сквернословия, записан радиоэфир и нас поддержало Правительство Москвы с размещением баннеров по всей Москве «Великий пост безсквернословия я и моя семья».

Подводя итог вышесказанному, со всей очевидностью можно выделить два ключевых вопроса в постановке и решении этой проблемы.Во-первых, люди не знают, что такое сквернословие, не осознают его смертельную опасность как для личности, так и для народа в целом. Во-вторых, узнав, ужасаются от масштаба проблемы и не знают, что делать. Наш проект показывает конкретные практические пути решения этих вопросов.

С Олесей Дьяченко беседовал сопредседатель Всемирного Русского Народного Собора в Калининградской области Дмитрий Коновалов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *