В составе группы калининградских паломников с помощью епархиального паломнического отдела мне довелось посетить святые места Греции и Италии. Особое, если не сказать неизгладимое впечатление оставило посещение Святой Горы Афон, где уже давно хотелось побывать.
(Продолжение. Начало в № 12 (117) декабрь 2013 г.)
Исповедь в автобусе
Прежде чем попасть к главной цели паломнического путешествия, предстояло преодолеть многие сотни километров по дорогам Европы на автобусе. На этом отрезке пути на Афон тоже произошло немало интересных событий, но, пожалуй, самым значимым было богослужение у мощей святого Николая Чудотворца в итальянском городе Бари.
Базилика святого Николая в последние два десятилетия стала очень популярным местом, куда стремятся православные верующие со всех уголков России. Не является исключением и Калининград. Каждый год в столицу провинции Апулия на юге Италии специально приезжает немало наших земляков, чтобы помолиться у раки со святыми мощами великого угодника Божия. И в этот раз в крипте базилики, где проходила Божественная литургия, уже после службы я встретил одну свою калининградскую знакомую — прихожанку храма Покрова Пресвятой Богородицы. Она приехала сюда с группой православных христиан из Германии, где в то время гостила. Причем из-за этих паломников служба задержалась почти на час, так как они по какой-то причине опаздывали к началу Божественной литургии.
Калининградская группа приехала вовремя, в самом Бари мы находились уже с вечера предыдущего дня. Еще когда ехали по автостраде вдоль берега моря, возглавлявший эту паломническую поездку иерей Роман Промзелев из калининградского Свято-Никольского монастыря исповедовал желающих причаститься святых Христовых Таин, то есть всех без исключения ехавших в нашем автобусе. Для этого освободили три последних ряда кресел, благо мест хватало, чтобы люди пересели куда-нибудь вперед. В таких же походных условиях по благословению батюшки были прочитаны положенные перед святым Причастием молитвы и каноны, а также акафист святителю Николаю.
То, что епископ, который жил очень давно, служил где-то на Востоке в совершенно незначимом небольшом византийском городке Миры Ликийские на территории нынешней Турции (в Бари его мощи были перенесены в 1087 году), стал таким почитаемым святым именно в православной России, уже само по себе является необъяснимой тайной, чудом, имеющим явно Божественное происхождение. Христиане Запада, конечно, тоже отдают ему должное (храмы во имя свт. Николая есть почти в каждом значительном западноевропейском городе), но там в большинстве своем само понятие чуда, которое может принести только искренняя вера и горячая молитва Господу, возносимая в том числе и перед образом Николая Чудотворца, уже практически полностью выхолощено, окончательно переведено из высшей духовной плоскости в чисто материальную. Святой Николай там давно уже превратился в аналог русского Деда Мороза — Санта-Клауса, главная обязанность которого раздавать подарки детям перед Рождеством и Новым годом и усиленно рекламировать различные товары перед праздничной распродажей. К сожалению, но это так.
Поэтому неудивительно, что на католическую мессу в той же базилике Сан-Николо-ди-Бари, (она относится к этой христианской конфессии), которая обычно проходит в гораздо более вместительном верхнем храме, собралось всего несколько десятков человек. На православной литургии в тот день было не менее трех сотен верующих. Служили несколько священников, в том числе и наш о. Роман. Богослужение проходило обычным чином, хотя в алтаре присутствовал один из иерархов Русской Православной Церкви Московского Патриархата митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, к которому уже после службы нескольким калининградским паломникам даже удалось подойти под благословение. Но главное — все без исключения благоговейно приложились к открытому мраморному саркофагу, где почивают мироточивые мощи св. Николая Чудотворца. Причем пока последний паломник не приложился к саркофагу с мощами, священники не закрывали решетку, отделяющую раку от остального пространства крипты.
Не знаю каким — не иначе как чудесным — образом мне и святой воды удалось набрать у мощей свт. Николая. Дело в том, что в католических храмах, в отличие от православных, не в традиции разливать прихожанам святую воду. Но поскольку это был четверг, когда здесь кроме праздничных дней официально разрешена Божественная литургия по православному обряду, то воду привезли из православной Свято-Никольской церкви, расположенной в другом районе Бари. Прислуживающий там пономарь и налил мне святой воды из русского храма, где, к сожалению, не удалось побывать из-за нехватки времени.
Теперь — в Грецию!
На следующий день из итальянского порта Бриндизи, где также есть немало интересного, связанного с временами раннего средневековья, когда христианская церковь еще не была поделена на Восточную и Западную, на пароме через Адриатическое море мы переправились к берегам Эллады. Прежде, чем побывать у главной цели поездки, довелось посетить еще несколько святых мест, значимых для православного паломника из России.
Сначала на о. Корфу (греки его называют Керкира) в первую очередь посетили памятные места, связанные с именем почитаемого русского святого воина Феодора Ушакова, и, конечно, все приложились к мощам Спиридона Тримифунтского в одноименном храме, расположенном в самой гуще живописных узких улочек старого города. Архитектура здания типична для храмов Ионических островов. Высокая белоснежная с красным куполом и часами колокольня возвышается над двух-трехэтажными зданиями. Она является прекрасным ориентиром для приезжающих паломников. Церковь святителя Спиридона считалась богатейшей на Востоке, пожертвования в храм совершали не только православные, но и католики. Многочисленные вклады были сделаны российской императрицей Екатериной II и ее сыном императором Павлом I. Об этом свидетельствует российский императорский герб — двуглавый орел, украшающий одну из стен храма. Прямо напротив выхода из него — церковная лавка с призывной надписью: «Говорим по-русски». Ну как сюда не зайти!
Рядом на той же улице еще одна примечательная церковь, которую не обошли своим вниманием наши паломники, — во имя праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. Здесь в специальной витрине справа от алтаря помещены ковчежцы с мощами праведной Анны, брата Господня по плоти Иакова, Георгия Победоносца, великомученика Пантелеимона, великомученицы Варвары и других великих святых. Для меня это была своего рода подготовка к тому, с чем довелось соприкоснуться на Афоне, — столько святынь, сосредоточенных в одном месте, что в это поначалу просто трудно поверить.
На следующий день по пути на Святую Гору заехали в Метеоры, расположенные в горах Фессалии на севере Греции, где на отвесных скалах осталось шесть из 24-х монастырей — свидетелей духовных подвигов православных греков в тяжелый для христиан Эллады период Османской империи. Вечером уже заселялись в отель на берегу Эгейского моря, — на одном из «пальцев» полуострова Халкидики, где наши женщины остались отдохнуть на три дня. А мужчины вместе с батюшкой ранним утром на следующий день в специально арендованном автомобиле отправились на другой «палец» полуострова, который так и называется — Святая Гора Афон.