Предвестье афонских чудес
Прежде чем непосредственно перейти к описанию афонских впечатлений, хочется еще раз отметить, что само попадание сюда могло не состояться по целому ряду причин. И дело даже не в личных, субъективных мотивах, которых я уже касался выше. Просто с технической точки зрения турфирме «Янк-тур» было почти невыгодно отправлять в дальнюю поездку только наполовину заполненный автобус — как говорится, бизнес есть бизнес. Но все же положительное решение для уже записавшихся в поездку паломников, среди которых, кстати, была супружеская чета из Москвы, было принято. Это были в основном женщины, поэтому для отправки на Афон троих (вместе с батюшкой) мужчин возникли новые проблемы. Выяснилось это уже в последнем перед достижением намеченной цели пятизвездочном пристанище — отеле на морском берегу. Я не стал вдаваться в подробности неожиданно возникших обстоятельств, сказал, что согласен на все условия, и пошел купаться в ночном Эгейском море. Когда вернулся, мои спутники уже спали. Помолился на сон грядущим перед небольшой иконкой Божией Матери «Иверская», а утром, проснувшись, первым делом спросил, едем ли на Афон. Оказалось, что вопрос разрешился положительно и на это даже не потребовалось никаких дополнительных затрат.
Через пару часов мы были уже в городе Уранополисе, откуда начинается подавляющее большинство поездок на Святую Гору Афон. Трудно описать ощущения, которые охватили меня после того как в специальном офисе получил необычную визу («эйдикон диамонитирион») дающую право на посещение «монашеской республики». Кроме фамилии и имени, написанными латинскими буквами как в заграничном паспорте, весь остальной текст был на греческом языке, из которого можно было понять только, что принимающая сторона — Русский монастырь свмч. Пантелеимона.
Чтобы как-то успокоиться, прямо за столом находящейся поблизости прибрежной таверны, где мы втроем расположились, стал заниматься сортировкой записок, которые мне в изобилии передали в Калининграде, узнав, что еду на Афон. Это слово действительно производит какое-то почти магическое воздействие на православных людей. Прежде всего, на тех, кто знает о великих духовных подвигах, совершающихся на этом «таинственном полуострове» под покровом Пресвятой Богородицы на более 1000 лет своего существования: считается, что первый монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы (Великая Лавра) был основан святым преподобным Афанасием Афонским в 963 году.
Еще одним подтверждением необычайного воздействия этого святого места на православных верующих (особенно женщин, которым по уставу Святой Горы Афон посещение полуострова не разрешается) стал случай, произошедший с одной из наших паломниц в этой поездке. По какой-то причине она не успела передать с о. Романом Промзелевым приготовленных записок, и когда поняла, что это уже не удастся сделать, так как мужчины рано утром уехали, она так разрыдалась, что с трудом удалось ее успокоить. Слабым утешением стал для нее и круиз на небольшом теплоходе вдоль западного берега полуострова, чтобы наши женщины смогли посмотреть на расположенные там монастыри, в том числе и Русский монастырь свмч. и целителя Пантелеимона и помолиться на фоне Святой Горы Афон. Выход нашел батюшка о. Роман. Через три дня, когда мужчины воссоединились с группой в Салониках, чтобы продолжить паломническое путешествие, он принял не попавшие на Афон записки и прямо в автобусе прочитал нужные молитвы, пока, по его словам, сам еще находился под впечатлением от афонской святости.
Новое небо
«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали», — этими строками из Откровения апостола Иоанна Богослова (гл. 21, ст. 1) без преувеличения можно охарактеризовать то состояние, которое сопровождало меня с первых же шагов по святой афонской земле и долго не покидало после возвращения оттуда. «А ты изменился после Афона», — говорили мне некоторые из «сестер», как учтиво я называл всех наших паломниц. «Вам виднее», — отвечал я, потому что, честно говоря, каких-то особо кардинальных изменений в себе не почувствовал, хотя то, с чем довелось соприкоснуться на святом полуострове, безусловно, не могло не оставить своего отпечатка на моем мироощущении, если говорить об образе жизни православного христианина. Но обо всем по порядку.
В Уранополисе («Городе неба» в переводе с греческого) после двух часов ожидания вместе еще с тремя десятками человек, большинство из которых следовало в порт города Дафни, погрузились на небольшой катер, и примерно в 2 часа дня причалили к пристани Русского монастыря свмч. и целителя Пантелеимона, как и было определено в визе. Когда меня потом спрашивали, какие чувства я испытывал, делая там первые шаги, я затруднялся ответить. Наверное, это была какая-то смесь смирения, кротости, что нахожусь в таком святом месте, куда стремятся попасть очень многие православные люди, гораздо более достойные, чем я, и одновременно чувство восторга от того, что уже здесь. К этому примешивалось и ощущение некой таинственности происходящего.
Необычные явления стали происходить сразу же, как только начал осваиваться в монастыре. Уже по дороге в гостиницу для паломников (ксенонас), где нам была выделена трехместная комната, проходя по аллее внутреннего дворика, вдруг ощутил чарующий аромат. Как будто бы где-то разлили благовонное миро: ни с чем не сравнимый запах — что-то вроде смеси жасмина, жимолости, магнолии и цветущего апельсина. Он исходил от кустарника (так и не узнал, как он называется), на котором среди зеленых листьев еще было очень много белых цветов. А над ними кружили полосатые шмели — охотники за нектаром. Я остановился как вкопанный. Дело в том, что с этими милыми медоносными насекомыми были связаны некоторые обстоятельства в моей жизни не в самый, надо сказать приятный период. А тут — русский монастырь в Греции, умиротворяющая атмосфера природы Средиземноморья, мирно жужжащие шмели!
Втроем довольно быстро обустроились, узнали о расписании богослужений — все-таки в монастырь люди не просто так приезжают, а прежде всего, помолиться у великих святынь. Было время осмотреться, погулять по территории монастыря. Архитектурный облик русской Свято-Пантелеимоновой обители сильно отличается от традиционных для Афона греческих монастырей. Сыграло в этом свою роль и то, что отстраивалась она в XIX веке, когда уже не приходилось возводить крепостных укреплений для защиты от пиратских набегов. Внутреннее устройство монастырских храмов также очень напоминает о России, только, пожалуй, трапезная (построена в 1890, а расписана в 1897 году) и храм свмч. и целителя Пантелеимона отделаны в обычном для Святой Горы стиле. Всего в обители 25 храмов и часовен-параклисов, в том числе и св. Александра Невского. Главный соборный храм монастыря во имя свмч. и целителя Пантелеимона построен в начале XIX века и расписан в традициях русской иконописной школы. Братия монастыря бережно хранит свое главное сокровище — главу святого Пантелеимона. Также здесь имеются мощи святого Иоанна Крестителя, святых апостолов Петра, Андрея, Матфея, Варфоломея, Фомы, Варнавы, а также святого апостола и евангелиста Луки, святого первомученика Стефана, святого Прохора, святителя Амвросия Медиоланского, святителя Григория Паламы и многих других почитаемых всем христианским миром святых, а также удивительного старца нашего времени, преподобного Силуана, почившего здесь в 1938 году.




Идет загрузка ...





