Таинство Венчания было совершено над Арсением и Надеждой — выпускниками Московского Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, прихожанами Покровского прихода.
Фото: Татьяна Рутковская
Литургию возглавил настоятель протоиерей Вадим Неткачев в сослужении духовенства Калининградской епархии и проректора по социальной и миссионерской деятельности ПСТГУ иерея Филиппа Ильяшенко.
Чин обручения предшествовал Божественной Литургии, особенностью которой явилось соединение её с Таинством Венчания.
Песнопения исполнил хор выпускников и студентов Московского Православного Свято-Тихоновского университета под управлением регента Степана Янина.
За богослужением помогали и молились прихожане Покровского храма, участники молодежного служения Калининградской епархии, молодые люди из разных регионов России, большая часть из которых причастилась Святых Христовых Таин вместе с новобрачными.
По отпусте Литургии протоиерей Вадим Неткачев и иерей Филипп Ильяшенко передали свои поздравления и наставления новобрачным, после чего было пропето многолетие.
По благочестивой традиции, каждый из присутствующих поздравил Арсения и Надежду с рождением их домашней церкви.
«По слову святых, любое таинство совершенно только вместе с Причастием. Тем более это актуально, когда венчание является событием в жизни не только брачующихся, но и всего прихода, общины, собирающейся вокруг Евхаристии. Именно поэтому совершение венчальной литургии было столь радостным событием для нас», — рассказал Арсений.
«Мы были очень рады видеть всех, кто собрался помолиться и причаститься с нами в этот день: семью прихожан Покровского храма, дорогих гостей из родного Свято-Тихоновского университета, родственников и друзей. Ведь радость становится настоящей только тогда, когда ты разделяешь её с близкими сердцу людьми, а благодаря венчальной литургии мы помним о Том, Кто нас объединяет – о Христе», — добавила Надежда.
В завершении состоялась братская трапеза и концерт для всех присутствовавших за богослужением.
***
История венчальной литургии
До IV века отдельного чинопоследования церковного брака в Православной Церкви не было; таинство брака сводилось к особому благословению брачующихся, преподававшемуся за Божественной литургией. Саму брачную церемонию христиане совершали в соответствии с античными обычаями. В IV веке Церковь приняла значительную часть традиционного греко-римского обряда бракосочетания за основу чина церковного брака. И только с V века в Церкви уже начинает существовать особое чинопоследование. Однако будучи отдельным от Литургии, церковное чинопоследование брака тем не менее не теряло связи с таинством евхаристии. Так, на Востоке причащение запасными Святыми Дарами также включалось в его состав.
Литургийные особенности такие как «Отче наш», чтения, ектении — начали проникать в чин венчания примерно с XI века, лишь постепенно уподобляя его Литургии. И уже в дальнейшем этот процесс уподобления венчания литургии нашел свое выражение в так называемой венчальной литургии, которая встречается в единичных поздних рукописях и получила широкое распространение в Греции и на Балканах в XX веке.
В ХХІ веке венчальная литургия время от времени совершается в различных храмах России и Украины.
В начале 2000-х годов чин венчальной литургии был издан московским Православным Свято-Тихоновским богословским институтом. Тираж разошелся очень быстро.