Зачем в армии нужен батюшка, как реагируют на человека в рясе бойцы, о матросах-сатанистах рассказывает войсковой священник, руководитель отдела Калининградской епархии по работе с вооружёнными силами отец Александр Ларченко.
Не так давно Патриарх Кирилл заявил, что Калининградская область лидирует по количеству штатных войсковых священников: их в небольшом регионе аж семь человек. Один из них – руководитель отдела Калининградской епархии по работе с вооружёнными силами отец Александр Ларченко – рассказал нам о солдатах-сатанистах, о вере в процентах, о душевности спецназовцев и о многом другом.
На общественных началах
В октябре область примет пополнение из осеннего призыва. В подопечных у нашего батюшки – десять воинских частей. Контингент разнообразный: православные, мусульмане, атеисты, сектанты. Священника назначают исходя из вероисповедания 80% личного состава. И к каждому нужно найти свой подход.
– Был у меня, к примеру, матрос-сатанист. Смущал сослуживцев странными речами. Долго я с ним общался. Не знаю, разубедил ли, но свои чёрные книжки он выбросил, – говорит священник. – Служат у нас не только православные, но и мусульмане. Но штатного имама нет. Было дело, в одной части дагестанцы стали возмущаться: «Это не хотим, то не хотим». Пытался объяснить: мол, ребята, туалеты вам мыть не Коран запрещает, а ваши личные убеждения. Не поверили. Пришёл имам – отчитал заодно их за то, что едят свинину, не совершают омовения перед намазом. После этого служили добросовестно, о встрече с имамом больше не просили.
Бывают истории серьёзнее. У одного бойца отец покончил жизнь самоубийством. Парень лежал два дня в прострации, на вопросы не отвечал. Сообщили отцу Александру. Тот посмотрел на бойца и спросил: «Ты море видел?». Оказалось, нет. Поехали на побережье, там как раз разыгрался шторм. Матрос, как это увидел – просто ожил, попросил сфотографировать его на фоне моря. Потом посидели за домашним ужином, поговорили с прихожанами отца Александра. Парень «отогрелся» душой.
Такой случай не единственный. Неудивительно, что батюшке присылают посылки с разными вкусностями со всех уголков России со словами: «Спасибо, что поддерживаете сына!».
Вера – в процентах
Штатные священники в нашей армии появились недавно. Но отец Александр ещё до приказа Минобороны 16 лет окормлял военные части на общественных началах. При этом он говорит, что не каждому командиру были нужны лишние «глаза» в его части. Бывало, и дверь не открывали на КПП. Но, в основном, офицеры рады, если им помогают работать с матросами.
– Не первый год хожу в элитный батальон спецназа, – говорит батюшка. – Люди, насмотревшись фильмов, думают, эти бойцы – «терминаторы». А они, в большинстве своём, – дети, которые могут многое, но не всё. У них специфические задачи. И, чтобы они не превратились в каких-то маньяков или наёмников, с ними нужно говорить о любви к Родине, к людям. Кстати, они мне звонят чаще других. Привожу их в церковь. Как-то разговариваю с людьми в храме и вижу – мои «терминаторы» подходят к деревцам во дворе, листочки рассматривают. Людям просто приятно было находиться в тишине и спокойствии.
Очереди на должность войскового священника нет. И дело не в том, что зарплата от Минобороны – всего 13 тысяч рублей без социальных гарантий. Могут послать и в «горячую точку». Знакомый коллега отца Александра служил в Чечне, и, когда убило командира, он, офицер в отставке, взял на себя командование расчётом. Остался жив и получил орден, но могло кончиться иначе. А ведь у многих священников многодетные семьи.
– Если отправят в командировку, в госпиталь ложиться не стану, – говорит отец Александр. – Но нужно понимать, что подвиг нужен там и тем, с кем ты сейчас: твоя часть, твой приход, твоя семья (у батюшки семеро детей).
В российской армии пока все батюшки – гражданские. Но раз в три года они проходят обучение в Военном университете в Москве и дважды в год ездят на сборы. Если потребуется, могут и оружие в руки взять. Противоречия заповеди «не убий» отец Александр тут не видит: «У нас же Министерство «обороны», а не «убийства» – это разные вещи. Один из армейских священников области ещё и с парашютом прыгает».
Батюшки знают воинский устав, ведь общаться приходится со всеми – от рядовых до высшего комсостава. Как-то приехал один генерал и спрашивает у отца Александра: «Ну, батюшка, какие показатели за прошедший период?». Он отвечает: «Вера в бойцах увеличилась на 17,5%». Генерал удивился: «Как вы это вычислили?». Священник говорит: «Товарищ генерал, какой вопрос – такой ответ».
А если серьёзно, у батюшек в армии – своя война: за души новобранцев. Проводят они не только богослужения, но и индивидуальные и тематические беседы. К примеру, дважды в неделю – общественно-государственную подготовку. Говорят о вреде наркотиков, о Сергие Радонежском, Куликовской битве. Главное, пытаются связать это с сегодняшним днём. А ведь политическая ситуация сейчас напряжённая.
«Мои друзья воюют в ополчении»
– Происходящее в Украине воспринимаю с болью, – не скрывает священник. – У меня там близкие друзья. Когда на людей сутками с экранов ТВ льётся негатив, просто тонешь в нём. Один православный священник под Киевом пытался противостоять агрессии: мол, что ж вы делаете – своих же убиваете под Донецком. Так к нему приехали ляшковцы – сорвали литургию мерзкими выходками и выставили ультиматум: две недели на то, чтобы убраться. Мои друзья воюют в ополчении на Донбассе, некоторых из них возвращали в гробах, и не всегда целиком. И у нас сейчас практикуется политика расчеловечивания: украинцев называют бандерлогами, фашистами. Растёт взаимная ненависть. Не хочу поддаваться этому.
Отец говорит, что всем нужно успокоиться и просто делать свою работу. Своей главной задачей называет поддержание в бойцах патриотизма: «Что это? На моей Родине на деревенском погосте – 15 могил моих предков. Мой патриотизм – как в песне Шевчука: «Он – не гимны, не марши. Он – солнце, тонущее в реке». Вот и я помню поле, речку, заходящее солнце, запах травы. Человек защищает то, что любит. Поэтому необходимо прививать молодёжи любовь к своей земле».
Аргументы и факты Калининград, klg.aif.ru