Внутренние миссии и Казанская миссионерская школа

Основные трудности в деле духовного просвещения Казанской миссионерской школы

Первая трудность: огромное, мало заселенное кочевниками пространство. Особенно это относится к Якутии, Енисейской, Тобольской миссиям. Например, в Енисейской епархии было 14 миссионерских приходов, в каждом из которых насчитывалось примерно по 65 кочевых поселений. Каждый приход или миссионерский стан охватывал тысячи квадратных километров. Нужны были месяцы, чтобы только объехать эти площади. В течение года миссионеры совершали от 1 000 до 6 000 км путешествий, в том числе по тундре на побережье Ледовитого Океана. Ежегодные отчеты Православного Миссионерского Общества содержат многие рассказы о том, как действовали миссионеры, путешествуя на собаках и на оленях по этим диким краям.

Вторая трудность, которая осталась и к началу XX века, — разнообразие языков (причем языков трудных), разнообразие племен, разноязычность. Благодаря Казанской миссионерской школе эти трудности начали преодолеваться активно в начале XX века. Но даже тогда многие языки сибирских народностей еще не имели ни письменности, ни тем более переводов Священного Писания. В 1899 году в отчете Миссионерского Общества приводятся сведения о том, что самоедский язык только-только начал приобретать свою письменность и первые переводы. Очень большие работы проводились в Якутии ученым и высокодуховным епископом Дионисием, который переводил на якутский язык Священное Писание. Из опубликованных им трудов было видно, как ему было трудно в понятных этим народам терминах передать значение самой сути Евхаристии (например, они не знали слово «хлеб» — у северных народов хлеб заменяет сушеная рыба, не знали слово «любить» — у них есть только слово «жалеть»). По существу создавался якутский язык и другие языки благодаря переводу на них Священного Писания и богослужения. Якутский епископ Дионисий перевел слова «хлеб наш насущный» примерно так: «нашу необходимую пищу». Слово «тело» было введено им в якутский язык и языки северных народов. Возникали большие трудности с произношением.

Следующая трудность — это противодействие ислама, как в европейской части России, так и в Сибири. Очень активная деятельность по распространению мусульманства началась уже с XV века среди калмыков и других народностей. То же самое относится и к буддизму. Только в Забайкальских областях в низовьях Амура насчитывалось более 18 тыс. штатных лам. Они действовали настолько активно, что вся масса населения им подчинялась. Их активность доходила до настоящего гонения на христиан, особенно на тех калмыков, кто переходил в христианство из буддизма или ислама.

Следующая трудность — недостаточное количество храмов, миссионеров, миссионерских станов. В Сибири в Якутии во многих селениях люди никогда не видели храма. Так было в конце XIX — начале XX века. Только миссионеры приезжали и совершали богослужения в своих походных храмах. Это относится не только к Сибири, такие села бывали и в России — в Приуралье, на Северном Урале, на Севере.

В конце XIX века миссиям были даны значительные штаты, то есть возможность принимать священника-миссионера на штатную должность для работы в миссии. В начале нашего века многие штатные места оказались пустыми, подготовка миссионеров не успевала за насущными потребностями миссии. Особенно это относится к далеким миссиям — Якутской, Камчатской, Забайкальской и другим. Мы видели, как быстро выросло количество миссионерских инородческих школ, и, несмотря на это, важнейшей задачей в конце XIX века было создание сети таких инородческих школ. Острая нехватка этих школ чувствовалась по всей России. Это обстоятельство указывалось и в отчетах Православного Миссионерского Общества, на миссионерских съездах и т.д. Говорилось о том, что по существу вся миссионерская деятельность и ее успех определяются количеством и уровнем деятельности инородческих миссионерских школ. Там, где эти школы действуют, устанавливается подлинное христианское духовное просвещение.

Из самых больших трудностей были создание и укрепление школ. Очень остро сказывалось недостаточное их количество. Не было миссионерских школ, где можно было бы преподавать народам на их родном языке. В енисейском крае на 300 тыс. человек нерусского населения приходилось всего 12 миссионерских школ, в Киргизии на 800 тыс. человек — девять школ, в Тобольском крае — всего одна школа. Особенно большие трудности возникали среди кочевников, когда школа означала пансионат и надо было брать детишек из кочевий и помещать в школы для обучения.

И наконец, недостаток материальных средств. Несмотря на то, что Миссионерское Общество действовало с 1870 года, половина средств на духовное просвещение малых народов собиралась им в разных слоях русского населения, и только половина шла от Священного Синода. Этих средств не хватало. В 1899 году Миссионерское Общество израсходовало на миссии немалую сумму — 300 тыс. рублей, но для тех широких задач этого было недостаточно.

Духовному просвещению конца XIX — начала XX века способствовало освоение Сибири разными ведомствами, в частности, строительство Сибирской железной дороги. В районе Сибирской железной дороги был создан Комитет церковного и школьного строительства под покровительством Императора Николая II. Этот Комитет при содействии Императора (и в значительной степени на его средства) построил к 1900-му году 162 новых храма и 105 новых школ. Тысячи переселенцев значительно изменили ситуацию в Сибири. Процесс заселения и христианизации Сибири усилился уже при реформах П.А. Столыпина.

Денис Михалев

Источник: газета «СПАС», №7 (124) июль 2014 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *