Поддерживали духовные силы пленных
— К сожалению, наступление в Восточной Пруссии летом—осенью 1914 года закончилось трагически. О причинах поражения написано довольно много. Меня интересует другой вопрос: как духовно окормлялись военнопленные православной веры, которых, естественно, было немало?
— В годы Первой мировой войны в плену побывало не менее 104 православных священнослужителей. Они и в плену продолжали выполнять свои пастырские обязанности, иногда при довольно драматических обстоятельствах. Так, священник 3-го пехотного Нарвского полка 1-ой пехотной дивизии отец Феодор Скальский был взят в плен 15 (28) августа в городе Гогенштейн в Восточной Пруссии. В русский лазарет, где отец Феодор оказывал раненым пастырскую помощь, ворвались немецкие солдаты и сделали по присутствующим два залпа. Несколько человек были убиты и повторно ранены. Оставшимся в живых было приказано встать на колени, подняв руки. На следующий день германский лейтенант обыскал отца Феодора и приказал вывести священника на опушку леса, где тот был привязан к дереву. Пленному пастырю было объявлено, что его расстреляют как шпиона. Тогда отец Феодор попросил разрешения приготовиться к смерти. После того, как его отвязали, он достал молитвослов и стал читать отходные молитвы по самому себе. К этому моменту собралась толпа любопытных местных жителей, пришедших смотреть на казнь «шпиона». После приобщения Святыми Дарами отец Феодор снова был привязан к дереву, а позади него солдаты начали рыть могилу. Но внезапно приехал тот самый лейтенант, обыскивавший его ранее, и отвез пастыря обратно в Гогенштейн. Там ему объяснили, что произошла ошибка и что по найденным при обыске письмам установлено, что отец Феодор действительно священник, а не шпион. После этого он был отправлен в лагерь для военнопленных.
Оказавшись в плену, священники никаких богослужебных предметов и книг обычно не имели. Но на груди у каждого висела дарохранительница, а с собой обязательно был требник. Поэтому в лагерях для военнопленных православные священники по возможности организовывали богослужения для солдат и офицеров, поддерживая в них духовные силы.
Немцы содержали пленных офицеров и солдат отдельно. Священников обычно определяли в лагеря для офицеров, но они могли по собственному желанию отправиться в солдатский лагерь. Так, священник 30-го пехотного Полтавского полка 8-ой пехотной дивизии 15-го армейского корпуса о. Иоанн Казарин попал в плен при разгроме армии Самсонова в Восточной Пруссии. Он не пожелал отделяться от солдат и был отправлен в солдатский лагерь. Отцу Иоанну удалось переправить несколько писем в Россию, из которых на родине узнали о тяжелом положении военнопленных в лагерях. На его имя стали присылать помощь, в том числе и церковные облачения, богослужебные книги и книги для библиотек. По инициативе о. Иоанна в лагере с помощью перочинного ножа и лобзика был устроен иконостас. Так появился своеобразный лагерный храм.
Восстановление исторической справедливости
— Первую мировую войну, развязанную германским милитаризмом при поддержке австро-венгерских и турецких союзников, можно однозначно назвать очередным «Натиском на Восток» — Drang nach Osten. В одной из своих книг вы обстоятельно доказали что на этих землях первыми были православные просветители язычников-пруссов. Бывал здесь даже св. князь Владимир, сюда он в начале XI века посылал с миссионерским заданием монаха Бруно, почитаемого за святого Католической Церковью. Со времен завоевания этих земель тевтонскими псами-рыцарями все следы Православия последовательно искоренялись. С присоединением после Второй мировой войны части Восточной Пруссии к СССР, а потом, соответственно, к России, с укоренением здесь в последние годы Православия можно ли сказать, что справедливость восторжествовала?
— «Натиск на Восток» был только частью германского плана Первой мировой войны, но частью, конечно, важной. Да, Православие в древности было распространено в Европе гораздо западнее, чем ныне принято считать. Православными были поляки, чехи, моравы… Следы Православия можно найти даже в Скандинавии. Адам Бременский в третьей книге своего труда «Деяния архиепископов Гамбургской церкви» сообщил, что при шведском короле Эмунде (1050—1060) был архиепископ-схизматик Осмунд. Свое назначение он получил «у некоего епископа Полании». При Осмунде латинские миссионеры в Швецию не допускались. Адам Бременский, католик по вере, горько сетовал, «что совсем недавно обращенных варваров уже развратила испорченная ветвь нашей веры». Следы Православия можно найти и в древней Пруссии — например, в языке пруссов. Многие прусские слова, касающиеся духовной жизни, имеют явное церковнославянское происхождение. Православие в Прибалтике было уничтожено крестоносцами «огнем и мечом». Поэтому распространение в последние десятилетия православной веры на этой земле можно считать восстановлением исторической справедливости.
Беседовал Дмитрий Осипов
Источник: газета «СПАС», №11 (128) ноябрь 2014 г.